Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Публикации

Публикации:
«Римский-Корсаков догоняет»
«Римский-Корсаков догоняет»

Автор: Ричард Тарускин (США) – музыковед, муз.критик, проф.Колумбийского и Калифорнийского университетов.

«Самый легкий способ начать спор между русскими или теми, кто их изучает, — поддержать какую-либо точку зрения на отношения между Россией и «западом», как бы мы ни определяли это изменчивое понятие. Это прародитель всех русских “проклятых вопросов”», - пишет выдающийся исследователь истории русской музыки Ричард Тарускин в статье для научного сборника «Год за годом. Римский-Корсаков – 175». Частный вопрос из теории композиции приводит автора к размышлениям о природе «национального» в музыке.

#Научная статья

подробнее
«Свидетель эпохи — визитный альбом»
«Свидетель эпохи — визитный альбом»

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ, Заслуженный работник культуры

Наталия Вайнберг, научный сотрудник Музея, заслуженный работник культуры представляет биографический очерк о Левкии Ивановиче Жевержееве (1881–1942). Этот коллекционер-библиофил, меценат, увлеченный авангардным театром, один из самых ярких и неординарных деятелей петербургской культуры начала XX века стоял у истоков нашего Музея.

#Научная статья

подробнее
«Царь русского смеха» К.А.Варламов
«Царь русского смеха» К.А.Варламов

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ, Заслуженный работник культуры

Любовь зрителей к великому артисту Константину Александровичу Варламову (1848 - 1915) была ни с чем не сравнима. В его честь выходили коробки конфет, папиросы «Дядя Костя», торты «Варламовские». Книгу о заслуженном артисте императорских театров автор Эдуард Старк назвал «Царь русского смеха». Так называется и биографический очерк Наталии Вайнберг об одном из главных героев Музея театрального и музыкального искусства.

подробнее
Коллекционер и коллекция. Предметы стекла из собрания В.М. Голод
Коллекционер и коллекция. Предметы стекла из собрания В.М. Голод

Автор: О.А. Ходякова, з.р.к., к.и.н., зав. отделом хранения в Шереметевском дворце, хранитель фондов ДПИ

Ленинградские коллекционеры советской эпохи называли Валентину Голод «Их благородие». Жизнь Валентины Михайловны была окутана легендами, главным источником которых была она сама. В.М. Голод зарабатывала переводами театральных пьес с французского языка, а главным ее «повседневным» интересом стало собирание произведений искусства. С начала 2000-х годов коллекция В. М. Голод выставлена в Шереметевском дворце. О собрании и его хозяйке рассказывает хранитель дворца Ольга Ходякова.

#Научная статья

подробнее
Обретение века. Автограф партитуры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Кащей бессмертный»
Обретение века. Автограф партитуры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Кащей бессмертный»

Автор: Нина Костенко, заведующая Музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова

Весной 1994 года в Музей-квартиру Н. А. Римского-Корсакова пришла посетительница и достала из своей сумки три рукописи – Стравинского, Лядова, а также полную авторскую рукопись партитуры двенадцатой оперы Римского-Корсакова «Кащей бессмертный». В реальность происходящего трудно было поверить, автограф партитуры «Кащея» считался утерянным! О невероятной находке, ставшей жемчужиной фондов нашего Музея, пишет Нина Костенко, заведующая Музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова.

#Научная статья

подробнее
 Визуальная репрезентация творчества Римского-Корсакова (на примере иконографии CD)
Визуальная репрезентация творчества Римского-Корсакова (на примере иконографии CD)

Автор: Лидия Адэр, канд.искусствоведения,ст. науч. сотр. Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова

В XXI веке визуальность стала формообразующим принципом всей, не только визуальной культуры. В частности, именно «картинки» теперь управляют восприятием музыки. Старший научный сотрудник Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова Лидия Адэр вглядывается в обложки компакт-дисков с музыкой Н. А. Римского-Корсакова, изданные в Европе, Америке и России в 2000-2010-е годы и с некоторой иронией описывает, как творчество русского композитора представляют в современном мире.

#Научная статья

подробнее
«Ревизор» Игоря Терентьева
«Ревизор» Игоря Терентьева

Автор: Дарья Захарова, менеджер культурно-массовых проектов СПбГМТиМИ

Эскизы костюмов и сценографии, созданные к спектаклю Игоря Терентьева «Ревизор» (1927) художниками-учениками Павла Филонова, хранятся в Фондах и представлены в экспозиции Театрального музея. О том, что стоит за яркой авангардной графикой, что происходило на сцене ленинградского Дома печати 9 апреля 1927 года, а позже в Москве и Херсоне, о значении терентьевских экспериментов в истории и практике театра XX- XXI веков, обстоятельно пишет Дарья Захарова, театровед и сотрудник нашего Музея.

#Научная статья

подробнее
В тени блистательной супруги. Судьба почетного гражданина Российской империи А. Е. Молчанова
В тени блистательной супруги. Судьба почетного гражданина Российской империи А. Е. Молчанова

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ, заслуженный работник культуры РФ

Статья Н. И. Вайнберг посвящена третьему мужу блистательной актрисы Марии Савиной - Анатолию Евграфовичу Молчанову, одному из директоров Русского общества пароходства и торговли, чиновнику по особым поручениям Дирекции императорских театров, блестящему редактору «Ежегодника Императорских театров», основателю Дома ветеранов сцены и детского приюта при Русском театральном обществе, а также музея М. Г. Савиной, экспонаты которого после ликвидации в 1925 году находятся в фондах нашего Музея.

#Научная статья

подробнее
Татьяна РИМСКАЯ-КОРСАКОВА. Семейная хроника в письмах, воспоминаниях и документах.
Татьяна РИМСКАЯ-КОРСАКОВА. Семейная хроника в письмах, воспоминаниях и документах.

Автор: Нина Костенко, заведующая Музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова

Сотрудники Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова имели счастливую возможность долгого общения с внучкой композитора Татьяной Владимировной Римской-Корсаковой. В последние годы жизни она создавала «Семейную хронику», охватившую в целом половину столетия. Третья часть «Хроники» — это летопись военного времени, истории блокадного выживания, спасения архива композитора. В год 75-летия Великой Победы публикуем расширенную версию материала, впервые увидевшего свет в 2015 году.

#Научная статья

подробнее
«Раймонда» и С.П.Дягилев: несостоявшаяся постановка балета М.И.Петипа в «Русских сезонах» 1909 года
«Раймонда» и С.П.Дягилев: несостоявшаяся постановка балета М.И.Петипа в «Русских сезонах» 1909 года

Автор: Сергей Лалетин — старший научный сотрудник фондов СПбГМТиМИ

В 1997 году в Фонды Музея театрального и музыкального искусства поступил потрепанный клавир балета А. К. Глазунова «Раймонда» с рукописными пометами. Это издание проливает свет – ни много ни мало – на планы С. П. Дягилева к балетным гастролям в Парижском театре «Шатле» весной 1909 года. Если бы они осуществились, в истории театра появилась бы совершенно неузнаваемая «Раймонда», и кто знает, что сказал бы по этому поводу А. К. Глазунов?

#Научная статья

подробнее
Цвет времени. Семья Н. А. Римского-Корсакова в объективе М. О. Штейнберга и В. Н. Римского-Корсакова
Цвет времени. Семья Н. А. Римского-Корсакова в объективе М. О. Штейнберга и В. Н. Римского-Корсакова

Автор: Автор – Нина Костенко, заведующая Музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова

К созданию выставки «Цвет времени. Семья Н. А. Римского-Корсакова в объективе М. О. Штейнберга и В. Н. Римского-Корсакова» (открыта с 28 ноября 2019) в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова шли два года. Куратор выставки, автор идеи Нина Костенко подробно описывает этот путь в статье, рассказывает об истории уникальной коллекции негативов и диапозитивов, о семье Римских-Корсаковых и их летней жизни на даче в Любенске, демонстрирует редкостные цветные кадры 1913 года.

#Научная статья

подробнее
Директора Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, 1918 – 2005
Директора Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, 1918 – 2005

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ, заслуженный работник культуры

Биографические очерки обо всех директорах Музея театрального и музыкального искусства от его учреждения в 1918 году до наших дней, от Надежды Васильевой (занимала должность в 1918-1920 годах) и Петра Шеффера (1920-1942) до Ирины Евстигнеевой (1974-2005) дают яркое, неординарное представление об извилистой биографии самого Музея на протяжении всего XX века.

#Научная статья

подробнее
Алексей Ларин «Музыка и кадеты»
Алексей Ларин «Музыка и кадеты»

Автор: Алексей Ларин, научный сотрудник СПбГМТиМИ

В фондах отдела афиш и программ Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства хранится один очень интересный экземпляр. Это программа музыкального вечера 2-го кадетского корпуса. Она выполнена вручную неким кадетом Г.М. Семеновым акварелью и пером с тушью. На первой странице изображена рота кадет на марше. Над ними эмблема с погонами корпуса белого и голубого цветов и надпись на ленте: «2-ой кадетский корпус. Рота Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Павловича»

#Научная статья

подробнее
Живописцы или рисовальщики? К истории театрально-декорационного искусства первой половины XIX века.
Живописцы или рисовальщики? К истории театрально-декорационного искусства первой половины XIX века.

Автор: Елена Федосова, старший научный сотрудник СПбГМТиМИ

В статье «Живописцы или рисовальщики?» поднимаются животрепещущие вопросы авторского права и – шире – института авторства в театре. Связи между европейским театрально-декорационным искусством и русским театром XIX века исследуются на примере работ одного из самых известных театральных художников Императорских театров Андреаса Роллера

#Научная статья

подробнее
Известный и неизвестный Л. Жевержеев: судьба Жевержеева в аспекте истории
Известный и неизвестный Л. Жевержеев: судьба Жевержеева в аспекте истории

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник, заслуженный работник культуры

Биографический очерк о Левкии Ивановиче Жевержееве (1881–1942). Этот коллекционер-библиофил, меценат, увлеченный авангардным театром, один из самых ярких и неординарных деятелей петербургской культуры начала XX века стоял у истоков нашего Музея.

#Научная статья

подробнее
Анастасия Сергеевна Нотгафт. Биографический очерк.
Анастасия Сергеевна Нотгафт. Биографический очерк.

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ, заслуженный работник культуры

Биографический очерк об Анастасии Сергеевне Нотгафт (1892 - 1942), человеке блестящего образования, глубокой эрудиции и сложной судьбы, восстанавливает историческую справедливость и отдает дань бесценному научному сотруднику Театрального музея. Это статья о музее, о тех, кто в нем работал и остался верен вековой музейной традиции, ценой собственной жизни спасая коллекцию музея в годы ленинградской блокады.

#Научная статья

подробнее