Статья основана на материалах архива Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, документы, которые легли в ее основу, публикуются впервые. Со времени основания музея, с 1918 г. до своей преждевременной кончины 4 октября 1923 г. Александр Сергеевич Поляков, будучи директором Центральной библиотеки русской драмы, очень энергично и плодотворно занимался созданием музея и формированием его коллекции. Документы, связанные с учреждением Театрального музея, сохранили имена выдающихся, талантливых людей, принимавших участие в его рождении: артисты Н. С. Васильева и В. Н. Давыдов, В. Э. Мейерхольд, коллекционер Л. И. Жевержеев, филологи П. Н. Шеффер, академики Н. А. Котляревский и Б. Л. Модзалевский, чиновник Академии наук В. А. Рышков, юрист А. Ф. Кони, драматург П. П. Гнедич и многие, многие видные представители той эпохи. Участие таких блестящих людей в создании музея говорит о высоком интеллектуальном и научном уровне тех, кто стоял у его истоков. Александр Сергеевич Поляков занимает среди них особое место.
В Википедии сказано: «При Центральной библиотеке русской драмы Поляков открыл Театральный музей». Так ли это? Давайте рассмотрим конкретно деяния Полякова на пути открытия Музея.
В нескольких словах его биография. Родился в семье сельского народного учителя 10 ноября 1882 г. в с. Ундорах Симбирской губернии. Окончил Симбирскую гимназию и в 1901 г. поступил на Медицинский факультет Казанского университета. В студенческие годы увлекся революционными идеями, вступил в РСДРП. После приезда в Петербург, в 1909 г. поступает на историко-филологический факультет Психоневрологического института. Принимает активное участие в Пушкинском семинаре С. А. Венгерова. Приват-доцент Историко-филологического факультета Петербургского университета, Поляков с 1916 г. работал в Древлехранилище Пушкинского дома. В 1918 г. назначен директором Центральной библиотеки русской драмы.
На первом же заседании по организации Театрального музея, состоявшимся 1 декабря 1918 г., среди других знаковых для музея людей был и Александр Сергеевич. Он сразу же заявил о себе как активный, деятельный, очень заинтересованный в открытии музея человек. Его особенно волновало сохранение великих ценностей русской и мировой культуры. К моменту назначения его директором Центральной библиотеки русской драмы он был хорошо известен в научной среде, как выдающийся библиограф, историк книги и русской литературы. «Фонд библиотеки за время директорства Александра Сергеевича увеличился почти в 2 раза. Выходил журнал “Бирюч Петроградских театров”»[1]. «Весь фонд цензурных пьес прошел через руки А. Полякова. Им были найдены неизвестные пьесы А. Островского, варианты пьес А. Чехова».
На первом же заседании Совета музея А. Поляков просит поторопиться с работой по сбору и описанию материалов, хранящихся в Александринском театре. Он с ужасом свидетельствует о варварском отношении к театральной старине, о расхищении ее реликвий почти на глазах и приводит массу примеров. 3 ноября 1919 г. первый директор Театрального музея Н. С. Васильева, посетив фойе Александринского театра, «поразилась запустением, безотрадностью и грязью, которые теперь царят в нем, некогда заботливо устроенном и убранном»[2].
П. Гнедич сообщает «о судьбе исторических театральных костюмов Мартынова, Самойлова, прочих корифеев нашей сцены и выяснил, что они для музея пропали, т. к. были перекроены на другие костюмы»[3].
Тогда же было обнаружено, что «в кооперативе Александринского театра продукты заворачивались в листы, вырванные из режиссерской афишной книги Михайловского театра. Выяснилось, что использовались и годовые комплекты афиш б. Императорских театров»[4].
Сотрудники музея работали в трудных условиях при полном отсутствии финансирования. Это были подлинные энтузиасты: первые зарплаты они получили только через год, в январе 1920 г., но необходимо было оплачивать текущие счета за коммунальные услуги, за приобретение музеем ценных предметов, ремонт и реставрацию. Надежда Сергеевна Васильева писала: «Между тем, чтобы не упускать случая приобретения иногда ценных и интересных предметов музейного характера, нужно было платить немедленно. На помощь пришли некоторые члены Совета: А. С. Поляков, А. Е. Молчанов, П. П. Гнедич, Л. И. Жевержеев, В. Я. Андреев, А. А. Шульц». Заметим, что первым в этом ряду Васильева называет Полякова[5].
Благодаря Александру Сергеевичу в музей поступили ценные материалы, в т. ч. портрет Н. Ф. Сазонова, кисти Крамского. 30 января 1919 г. на организационном заседании № 4 Музея Петроградских Гос. Театров. А. С. Поляков «довел до сведения Собрания о новом приобретении для организуемого Музея от г-жи Деринговской[6] ценного собрания, состоящего из обширной библиотеки по театру и искусства, из рукописей Свободина, массы портретов артистов Государственных оперы, балета и драмы, значительного количества эскизов костюмов и декораций, гравюр, акварелей, фарфора и макетов. Вся коллекция уже запакована и готова к перевозке, а библиотека при содействии В. Я. Андреева уже перевезена и находится в Центральной библиотеке Государственных театров»[7].
Полякову в мае 1919 г., как энергичному, деятельному члену Совета вместе с В. Рышковым, Л. Жевержеевым, и В. Андреевым было поручено составление штата и бюджета Музея. От них требовалось прекрасное знание музейной работы, задач всех структур музея. 1 июня член Совета режиссер Д. Пашковский повез в Москву штатное расписание и бюджет музея для утверждения. Хотелось бы подчеркнуть — такие ключевые позиции музея, по которым предстояло работать всей организации многие годы, были разработаны благодаря активному участию Александра Сергеевича Полякова.
В марте 1920 г. А. Поляков был командирован в Москву для знакомства с Театральным музеем Бахрушина и коллекционером Лисовским «на предмет приобретения от них собрания, касающегося истории и быта театра»[8]. Переговоры прошли успешно, Поляков был поражен количеством ценных иконографических материалов, негативов и редчайших экземпляров книг по театру.
А. С. Поляков считал необходимым поставить работу музея на профессиональный уровень. Выступая на Совете музея 5 января 1920 г., он предложил наладить связь «с компетентными людьми, видел желательным их указания и участие, особенно на первых порах жизни нового музея. Рекомендует П. Н. Шеффера в качестве консультанта, также предлагает членам Совета акварели Соколова и Степанова на предмет приобретения их в Музей»[9].
Огромной заслугой А. С. Полякова было приглашение в Совет музея Петра Николаевича Шеффера, к тому времени служившего в Русском музее и сыгравшего важную роль в его открытии. Без его знаний, профессионализма великий князь Георгий Михайлович не смог бы открыть Русский музей. В 1919 г. вышел приказ, назначающий Петра Николаевича на замещение должности директора Русского музея в случае отсутствия оного. Созданный в это время Театральный музей не раз обращался к Петру Николаевичу за советом. Н. С. Васильева писала: «Мы обращались в Российскую Академию наук, в Государственный Эрмитаж, в Академию художеств, в Русский музей с просьбой указать нам проверенные их опытом пути строительства в Музее. Самое близкое, сердечное и ценное для нас участие проявил помощник директора Русского музея П. Н. Шеффер, принимавший личное участие в совещаниях Совета Музея и позже взявший на себя труд составить Инструкцию по хранению и описанию коллекций Музея»[10].
13 декабря 1920 г. П. Н. Шеффер был уже представлен как директор Театрального музея, заменив на этом посту скоропостижно скончавшуюся Н. С. Васильеву.
С болью восприняли все сотрудники и члены Совета смерть Надежды Сергеевны Васильевой. 1 ноября 1920 г. Совет постановил устроить особое собрание, посвященное памяти этой выдающейся женщины, так много сделавшей для создания музея. Полякову, написавшему поздравительный юбилейный адрес Н. С. Васильевой, предложено его прочитать. Свои подписи поставили все члены Совета и решили передать его в музей для хранения. Переговоры с управляющим труппой Александринского театра Е. П. Карповым о предоставлении театра для заседания были поручены Полякову[11].
13 декабря состоялось Открытое заседание Совета музея, посвященное памяти Надежды Сергеевны. Вступительное слово сделал В. Н. Давыдов, затем читали адреса и письма к 50-летнему юбилею актрисы. От музея адрес прочел А. С. Поляков. В заключительном слове он рассказал о ее жизни и деятельности[12].
В день открытия первой экспозиции музея 16 мая 1921 г. Поляков наряду с А. Ф. Кони и П. П. Гнедичем произнес речь и предложил устроить спектакль-концерт в память И. Ф. Горбунова, в годовщину смерти которого и открывается музей для обозрения публики.
А. С. Полякова, как подлинного библиофила, великого знатока книжного дела, конечно же, волновала судьба библиотек. Он привлек к экспертизе по рукописям и книжным собраниям видного ученого Б. Л. Модзалевского[13].
Модзалевский вошел в отечественную культуру как выдающийся библиограф и историк литературы, пушкинист, старший ученый хранитель Пушкинского Дома Академии наук. В 1922–1924 гг., заменив Н. А. Котляревского, был директором Пушкинского Дома. В двадцатые годы начинаются репрессии, которые коснулись многих ученых, не избежал их и Борис Львович.
В 1924 г. он был арестован органами ОГПУ по доносу вахтера И. Т. Филлипова и сотрудника Орлеанского, ложно обвинявших его в преступных махинациях государственными средствами и имуществом Пушкинского Дома. Некоторое время его содержали в тюрьме Кресты, пока по настоянию научной общественности он не был отпущен на свободу.
Известно, что 15 февраля 1927 г. другой сотрудник Пушкинского Дома и член Совета Музея Владимир Рышков был тоже арестован и полтора месяца находился в Доме предварительного заключения. Подробности и причины ареста точно неизвестны, но можно предположить, что это было связано с «академическим делом». Уже в 1918 г. были предприняты попытки расформировать Академию наук и другие научные учреждения как «пережитки ложноклассической эпохи развития классового общества». В 1923 г. в Москве была создана альтернативная Коммунистическая академия, предметом ненависти которой были несколько организаций в т. ч. Библиотека Академии наук и Пушкинский Дом. К различным срокам заключения и ссылки были приговорены 29 человек, среди них академики С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле, старший ученый хранитель Пушкинского Дома Н. В. Измайлов.
Деятельность А. С. Полякова в создании Театрального музея и его участие в Совете были непродолжительными по времени, но важными и плодотворными благодаря его увлеченности, преданности библиотеке и музею, широте интересов и знаний, блестящей эрудиции, опыту организационной работы.
«С 10 июля по 10 августа 1923 г. А. С. Поляков был уволен в отпуск для поездки во все города РСФСР»[14].
Эта поездка стала роковой. В это время в России бушевала эпидемия тифа. В 1918–1923 гг. от тифа разных видов по некоторым данным умерло 25 млн человек. При численности населения в 1920-х гг. 137,5 миллионов человек. Не обошла злая участь и А. С. Полякова.
Скорбный документ из Архива библиотеки гласит: «3 октября 1923 г. В Петровинторг. Управление Госуд. Акад. Театров просит 1 (одну) бутылку русского Шампанского “Абрау” отпустить для тяжело больного работника тов. Полякова за наличный расчет. Деньги будут уплочены 4-го октября с/г. Заведывающий Административно-Хозяйственной частью (подпись)»[15].
Рискну предположить, что согласно неписаному закону врачебного сообщества (а мы знаем, что Александр Сергеевич получил медицинское образование), лечащий врач, чувствуя приближающую кончину коллеги, назначает ему бокал шампанского. Вспомним, как умирал Антон Павлович Чехов. Сообщила трагическую весть родителям родная сестра Александра Сергеевича Валентина Сергеевна. В своем письме к отцу в село Ундоры Симбирской губернии она написала: «Сейчас 12 часов ночи, скончался Саша… Тиф перешел в воспаление легких и потом в воспаление мозга… Все было сделано, чтобы его спасти, но ничего не смогли поделать»[16].
Так распорядилась судьба, что я была знакома с Валентиной Сергеевной, которая часто бывала у нас дома. Она пережила ленинградскую блокаду вместе со своей соседкой, известным композитором Наталией Николаевной Леви, чьи произведения часто в концертах исполняла моя мама — солистка Мариинского театра Ирина Витлин. В. С. Полякова была педагогом, преподавала русский язык и литературу, среди ее воспитанников был Ираклий Андронников, который через много лет подарил ей свою первую книгу о Лермонтове с благодарственной надписью. Валентина Сергеевна с восхищением и вместе с тем с душевной болью рассказывала о своем потрясающем брате — Александре Сергеевиче Полякове.
Учреждали музей талантливые, выдающиеся люди, вдохнувшие во вновь созданный организм великую духовность, которую музей бережно сохраняет. Несмотря на огромные заслуги Александра Сергеевича Полякова, до обидного мало об этом известно сотрудникам музея, вот почему я сочла необходимым подробно (насколько позволили сохранившиеся архивные документы) осветить его вклад в дело организации Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
Велика его роль как одного из создателей и учредителей Театрального музея, и мы с благодарностью вспоминаем о нем сегодня.
[1] Ковалева С. А. Директора Санкт-Петербургской Театральной библиотеки советского периода. Записки Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. 6/7. СПб, 2006. С. 128.
[2] СПбГМТиМИ. Архив дирекции. Д. 28. Л. 116.
[3] Там же. С. 112.
[4] Ковалева С. А. Театральная библиотека в документах. Период А. С. Полякова (1918–1923). Записки Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. 4/5. СПб, 2003. С. 238.
[5] Докладная записка Н. С. Васильевой. Архив дирекции СПбГМТиМИ. Фонд «Справки по истории музея и его филиалов. О коллекции музея и его выставок 1920–1950». Л. 3.
[6] Доренговская Н. А. (псевд. Замятина Н. А.) — драматург, гражданская жена и наследница коллекционера И. Ф. Манасевича-Мануйлова.
[7] СПбГМТиМИ. Архив дирекции. Д. 28. Л. 21.
[8] СПбГМТиМИ. Архив дирекции. Д. 29. Л. 21.
[9] СПбГМТиМИ. Архив дирекции. Д. 29. Л. 2-2а.
[10] СПГМТиМИ. Архив дирекции. Фонд «Справки по истории музея и его филиалов. 1920–1950». Л. 2.
[11] СПбГМТиМИ. Архив дирекции. Д. 29. Л. 81.
[12] Там же. Л. 93.
[13] СПбГМТиМИ. Архив дирекции. Д. 28. Л. 23–25.
[14] Ковалева С. А. Театральная библиотека в документах. Период А. С. Полякова (1918–1923). Записки Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. 4/5. СПб, 2003. С. 222.
[15] Там же.
[16] Архив Санкт-Петербургской Театральной библиотеки, ф.17, п.1, д. 5. Цитируется по статье Е. К. Минеевой, А. В. Манькова, Т. В. Семеновой «К 265-летию Санкт-Петербургской театральной библиотеки: детские и юношеские годы первого «красного директора». Вопросы истории, 2021. № 8, С. 42.