Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Кто Вы, Владимир Рышков?

В. А. Рышков

 

Еще одно имя, казалось, канувшее в Лету, удалось спасти от забвения. Время пыталось вычеркнуть Владимира Александровича Рышкова из истории отечественной культуры и из истории Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, а между тем, это была знаковая фигура той поры — первой четверти ХХ века. Кратко перечислим его деяния: вместе с выдающимися учеными Н. А. Котляревским и Б. Л. Модзалевским был одним из основателей Пушкинского Дома (ИРЛИ), организатором открытия памятника А. С. Пушкину и, наконец, он являлся важнейшей фигурой в деле создания нашего музея и разработки главных позиций его деятельности.

К сожалению, его имя сегодня неизвестно не только широкой публике, но и многим сотрудникам музея. Ему я посвящаю свою статью.

17 июля 1920 года в квартире чиновника по особым поручениям Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, находившейся в этом же здании на Васильевском острове, Владимира Александровича Рышкова был дан обед. Угощал всех знаменитый коллекционер, создатель первого в России Театрального музея в Москве А. А. Бахрушин, который приехал в Петроград накануне и остановился у своего приятеля Рышкова. Гостями были: работники музея Академических театров в Петрограде Василий Яковлевич Андреев, старший хранитель, его сестра Анна Яковлевна; В. А. Рышков с женой Зинаидой Абрамовной и дочерью Кирой Владимировной; Д. Ляшков, архивариус Архива Гос. Ак. Театров и А. Мазинг, мл. архивариус Архива; И. Бондаренко, архитектор, реставратор; Л. Жевержеев, коллекционер и меценат, который принес с собой свой знаменитый альбом; Алексей Александрович Бахрушин. Что же связывало этих почтенных людей? По какому поводу они собрались? Какова роль Бахрушина?

Начнем с того, что Алексей Александрович Бахрушин хлопотал об открытии музея в Петрограде. Он не боялся конкурентов, а был заинтересован в расширении театрального коллекционирования. Многозначной стала его запись в Альбоме Л. И. Жевержеева: «После сегодняшних диспутов и разговоров я еще больше понял цели собирательства Л. И. Жевержеева и поверил им»[1].

В застолье гости дискутировали, спорили, обсуждали важный вопрос об открытии музея.

К. В. Рышкова

 

Дочь В. Рышкова, Кира Владимировна, поступившая на работу в музей в 1920 году, вела Дневник, в котором она подробно описывает музейную жизнь: «17.07.20. Приехал Бахрушин, остановился у нас. У нас были гости из музея, было много споров и было интересно»[2].

«30.08.1920. Сегодня музей первый раз показал свою деятельность устройством открытого заседания и выставки в память 60-летия со дня смерти Мартынова. В приемной Теляковского у печки была устроена выставка, в противоположном углу, около входа в макетную, стоял стол для членов Совета, а кругом поместилась публика»[3]. Выступали Н. С. Васильева, А. Ф. Кони, В. Н. Давыдов, Я. М. Брянский. Артисты В. Мичурина-Самойлова, Ю. В. Корвин-Круковский, Г. И. Горелов прочли стихи, посвященные А. Е. Мартынову.

«Я так подробно написала о заседании, потому что когда-нибудь наверное будет интересно узнать от современника о первом дебюте вновь создающегося музея от человека, который близко соприкасался с музеем и присутствовал на заседании. А я ручаюсь, что я пишу только то, что знаю наверное и очень во всем точна»[4].

Дата открытия музея для обозрения публики в документах дается по-разному и является для нас, сотрудников ХХI века предметом дискуссий. Я склонна доверять 18-летней Кире Рышковой. Она записывала в Дневник свежие впечатления, свидетелем которых была сама. Поэтому её запись: «16 мая 1921 года. Приехал вчера Бахрушин. Сегодня у нас открытие музея»[5] должна поставить точку в наших спорах. В Архиве Дирекции музея документ от 16.05.1921. подтверждает этот факт. «Открытое заседание по случаю открытия для публичного обозрения Мемориального отдела Музея Госактеатров»[6].

На первых порах музей собирал материалы, переносил часть экспонатов из фойе Александринского театра, принимал дары от коллекционеров, формировал фонды. Назрела необходимость открыть его для обозрения публики. Дата открытия была предметом споров, которые разрешились, как сообщает нам «Бирюч Петроградских театров»: «день открытия музея приурочивается к двадцатипятилетию со дня смерти Ивана Федоровича Горбунова, основоположника театрального музейного дела в России».

Актер, рассказчик, писатель, исследователь истории русского театра, коллекционер Иван Федорович в фойе Александринского театра в 1888 г. открыл первый Театральный музей. Как пишет автор статьи о Горбунове Е. М. Малыгина: «Большинство экспонатов было приобретено Иваном Федоровичем за свой счет. На собственные сбережения Горбунов напечатал каталог, названный им «Каталог портретов, помещенных в фойе Императорского Александринского театра. Составил Иван Горбунов, актер русской драматической труппы»[7].

Актеры и собиратели относились к деятельности И. Ф. Горбунова с большим почтением и выбранная дата открытия музея — это дань памяти основателю театральных музеев России. Сотрудники музея столкнулись с массой проблем, подготовка заняла много времени, и все-таки открытие музея произошло в годовщину смерти И. Ф. Горбунова.

Итак, 16 мая 1921 года был открыт Театральный музей. Этому событию предшествовало несколько постановлений правительства. В декабре 1918 года СНК РСФСР принял декрет «об объединении театрального дела», по которому «всякое театральное имущество объявлялось национальным достоянием». В мае 1919 года состоялась Конференция по вопросу организации Государственного Театрального музея. В многочисленный состав комиссии входили представители разных организаций, среди них были: В. Мейерхольд, С. Э. Радлов, М. А. Жирмунский, А. Н. Бенуа и другие видные деятели культуры, а от Академии наук В. А. Рышков. В августе 1919 года Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский подписал Положение Наркомпроса «о государственных театральных музеях», после чего Совет музея мог утвердить устав, штат, бюджет, положение и название музея, в основание которого были положены частные собрания.

Музей был учрежден благодаря усилиям и хлопотам многих людей: актрисе и первому директору музея Н. С. Васильевой, Л. И. Жевержееву, передавшему ценные вещи из своей коллекции, которую он называл Театральным музеем, и, конечно, многим актерам, чьи дары стали основой собрания. Очень существенная роль в создании и становлении музея принадлежала Владимиру Александровичу Рышкову. Познакомимся с его биографией.

В 1862 году в семье потомственного дворянина Александра Николаевича и Нины Палладьевны Рышковых родился третий сын Виктор, будущий драматург, писатель, журналист, через 3 года на свет появился четвертый сын Владимир. Вот о нем, имеющим непосредственное отношение к основанию Театрального музея и пойдет речь. Среди 9 детей, родившихся в этой семье, Владимир и Виктор были особенно дружны, их называли братьями-двойниками.

Финансовое состояние семьи было весьма скромным, а через несколько лет семья окончательно обеднела.

Отец, Александр Николаевич Рышков (1824−1891) — столбовой дворянин Оренбургской губернии, офицер, мировой судья в Бродке и в Петербурге, перешедший затем к адвокатской деятельности. Ему пришлось пережить несправедливости и беззакония. Он отказался дать взятку и за это был подвергнут крупному штрафу, в результате трех судебных разбирательств он добился справедливости, выиграл дело, но, увы, разорился.

Воспитывался Владимир в Реформатском училище на классическом отделении, где прошел курс шести классов. Юноша мечтал проявить себя на военном поприще, но поступив на военную службу, был сильно разочарован и понял, что это не его стезя.

Он нашел свое призвание на службе в Академии наук. Его школьный товарищ историк Федор Федорович Гесс переходил на научную работу, а освободившееся место предложил Рышкову. С 1 июня 1899 года Владимир Александрович был определен на должность казначея и экзекутора Академии наук (которая вскоре по его просьбе была переименована в должность чиновника особых поручений) и прослужил в Академии более четверти века до 15 января 1925 года.

Первое задание, которое он получил на своей должности — организовать сбор средств на памятник А. С. Пушкину, было воспринято им с особым вниманием. Энтузиазм молодого человека, горячее желание увековечить память о гениальном поэте заставили его сконцентрировать огромную энергию, проявить творческую мысль, чтобы собрать необходимые средства. Комиссия по установке в Санкт-Петербурге памятника А. С. Пушкину к 100-летию со дня рождения поэта была создана при Академии наук 20 апреля 1899 года. Работа шла вяло, субсидий не было, сбор средств не был эффективным. «В конце 1899 г. я принял делопроизводство Высочайше учрежденной Комиссии по постройке памятника А. С. Пушкину в С.-Петербурге»[8]. Радость Владимира Александровича от того, что он наконец попал в среду близких ему по духу людей, определяла его плодотворную деятельность по устройству благотворительных спектаклей в пользу Комиссии по постройке памятника, а затем и в пользу уже созданного Пушкинского Дома. Он знакомится со многими актерами, коллекционерами, литераторами, был на приеме у директора императорских театров всесильного В. А. Теляковского. В благотворительных спектаклях и концертах принимали участие самые яркие звезды отечественного театра: Шаляпин, Ермолова, Собинов, Южин, Варламов, Давыдов. Удалось собрать от концертов и спектаклей, проходивших с 1900 по 1905 год во многих городах России 12 979 руб., весьма внушительную по тем временам сумму.

 

  Афиша «Пушкинского праздника» 27 мая 1899 года

 

Рышкову, далекому от собирательства, открылся новый пласт художественной культуры. Он знакомится с московскими коллекционерами, о которых оставил интересные воспоминания. Предприниматель, владелец ситценабивных фабрик А. В. Морозов, купец Н. М. Миронов, текстильный фабрикант Д. Г. Бурылин — все они оживают на страницах его книги «Воспоминания незаметного человека», описывающей события до 1918 года. Сам автор, безусловно, литературно одаренный, хоть и называет себя скромно — «незаметным», но запоминается нам как талантливый, обаятельный, знающий человек. Архитектор И. Е. Бондаренко, работавший с ним над созданием выставки «Театр и музыка», писал: «Большой знаток прикладного искусства XVIII в., Рышков отлично разбирался в серебре, бронзе, хрустале и фарфоре той поры»[9].

Теплые дружеские отношения связывали его с семьей Садовских, А. Сумбатовым-Южиным и особо душевные с А. А. Бахрушиным. «Бахрушин увековечил память о русском актере так, — писал Рышков, — как ни одна страна в мире не была в состоянии этого сделать. А у нас, в России, это сделал один человек!»[10].

В восторге от его Театрального музея, Владимир Александрович выполняет поручения, связанные с покупкой ценных вещей для его коллекции. По просьбе А. А. Бахрушина В. А. Рышков отыскал для его музея старинные кукольные театры «Вертеп» и «Петрушку». «В. А. Рышков, — пишет Е. Н. Леонова, — приобрел также для музея портрет актрисы В. Н. Асенковой, портреты и личные вещи семьи Петипа, автопортрет Ф. И. Шаляпина, эскизы декораций работы художников А. Шарлеманя и М. И. Бочарова, множество редких музыкальных инструментов и предметов театрального быта»[11].

Благодаря Рышкову в коллекцию Бахрушина попал ценнейший документ — грамота, пожалованная Екатериной II основателю русского профессионального театра Федору Волкову. После многолетней переписки Владимира Александровича с владелицей реликвии княгиней Ухтомской грамота заняла почетное место в собрании Бахрушина.

В 2018 году Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина совместно с Академией балета им. А. Я. Вагановой и издательской группой Navona издали большой том, посвященный Матильде и Иосифу Кшесинским. Замечу, что это прекрасное издание включает массу редких иллюстраций, ценные сведения, подробный справочный аппарат. Впервые опубликован дневник Матильды Кшесинской, хранящийся в фондах музея Бахрушина. Это стало возможным благодаря В. А. Рышкову. Легенда о поступлении этого документа гласит: когда в 1917 году революционно настроенная толпа устроила погром особняка Кшесинской в Петрограде, нашелся человек, который сумел спасти ее домашний архив. Имя этого человека так и осталось неизвестным, однако главное, что он был знаком с Владимиром Александровичем Рышковым, которому передал эти документы для временного хранения в Академии наук. Рышков взял несколько тетрадей с дневниковыми записями Матильды, охватывающими период с 27 ноября 1886 года по 23 января 1893 года, черновики писем к Николаю и тщательно скопировал значительную их часть — ту, которая относится ко времени возникновения и развития романа балерины с наследником. «В 1918 году у меня в руках была часть дневника балерины Матильды Феликсовны Кшесинской и несколько черновых писем её к Николаю II, в бытность его еще наследником»[12].

Владимир Рышков всячески поддерживал Бахрушина в день передачи его музея в ведение Академии наук в 1913 г., и даже написал по его просьбе ответную речь, сказанную Алексеем Александровичем перед Президентом Академии наук великим князем Константином Константиновичем. 

Судя по воспоминаниям братьев, любовь к театру у них возникла еще в отроческие годы. «Театр я обожал с детства, мы с братом Виктором, — писал Владимир Рышков, — имели тогда картонный театр, в котором картонными же действующими лицами были известные нам актеры оперы, балета и драмы, и мы сами импровизировали невероятную чушь под видом пьес»[13]. Виктор Рышков стал известным драматургом. Не будем сейчас оценивать художественный уровень его пьес, но замечу, что они шли во многих театрах России и артисты любили в них играть. Виктора Александровича уважали, ценили его честность и порядочность. Известна история неудачного строительства своего театра. Рышков создал труппу и начал строить здание. Но получив от него внушительную сумму, строители не выполнили работ. К радости и удивлению артистов, которые ждали открытия театра и не работали, Виктор Александрович всем заплатил неустойку.

Осенью 1918 года драматург решил переехать в Москву. Перед выездом он определил свой архив на хранение в Пушкинский Дом.

Это не было случайностью. Среди основателей Пушкинского Дома, первоначально задуманного как учреждение, в котором были бы собраны все материалы, касающиеся Пушкина (рукописи, книги, иконография и т. д.), а впоследствии ставшего научно-исследовательским институтом Российской Академии наук, стоял брат драматурга Вл. Рышков. Он несколько лет занимался устройством благотворительных спектаклей в пользу Пушкинского Дома, в Москве, Петербурге и в провинции.

Афиша пушкинского вечера 3 апреля 1899 года

 

Памятник А. С. Пушкину, на которой собирали средства всей Россией, должны были установить к 100-летию поэта в 1899 г. на Тучковой набережной (ныне наб. Макарова) перед Институтом Русской литературы Российской Академии наук. Однако он был установлен 4 июня 1999 года в дни празднования 200-летнего юбилея поэта. Памятник представляет собой бронзовый бюст, созданный скульптором И. Н. Шредером. Он когда-то стоял на Каменноостровском проспекте, дом 21, за зданием Александровского лицея. В советское время памятник был снесен, но бюст сохранился.

Плодотворной и важной стала деятельность Вл. А. Рышкова по созданию Театрального музея в Петрограде. Он был избран от Академии наук членом Совета музея и принимал активное участие в разработке концепции этого учреждения.

В 1918 году был учрежден Совет Музея петроградских театров, и на заседании В. А. Рышков огласил записку от  15 сентября  1918 г.,  в которой  содержатся  основные  положения будущего музея. Первое организационное заседание Музея Петроградских Гос. Театров, проходило 1 декабря 1918 года, и рядом с именами основательницы музея Н. Васильевой, активными членами Совета музея А. Поляковым, В. Андреевым, Д. Пашковским, М. Бобышевым стоит и имя Вл. Рышкова. Заседание проходило в помещении, предназначенном для музея по адресу: пл. Александринского театра, д. 6, кв.3, телефон 22-30. Музей получил роскошное помещение с видом на площадь, в хорошем состоянии, до него там находилась Дирекция императорских театров.

Дебаты касались вопроса, в каком ведении и каком статусе существовать музею. В своем выступлении Рышков предлагал объединить все театральные собрания под общим ведением Российской Академии наук, что вызывало у заседающих бурные споры. А тем временем он уезжает в Москву и надеется, что Бахрушин передаст музею имеющиеся у него дубликаты театральной старины[14].

Вернувшись из Москвы 26 декабря 1918 года, В. А. Рышков еще раз предлагает комиссии решить вопрос в каком ведении — Академии наук или Театрального отдела Народного Комиссариата по просвещению будет Музей. Все проголосовали за Академию наук. Тогда Рышков оглашает проект Устава по примеру Музея Бахрушина[15].

Совету музея трудно было принять окончательное решение. До апреля 1919 года споры продолжаются. Наконец Совет музея постановил, что Музей Академических театров должен быть практического и исторического характера и находиться в ведении Театрального отдела Народного Комиссариата по просвещению[16].

В мае 1919 года энергичным, деятельным членам Совета: В. Рышкову, Л. Жевержееву, А. Полякову и В. Андрееву было поручено составление штата и бюджета Музея. От них требовалось прекрасное знание музейной работы, задач всех отделов музея. 1 июня член Совета режиссер Д. Пашковский повез в Москву штат и бюджет музея для утверждения. Хотелось бы подчеркнуть — такие ключевые позиции музея, по которым предстояло работать всей организации многие годы, были разработаны благодаря активному участию В. А. Рышкова[17].

Владимир Александрович был направлен в Совет Музея двумя организациями: Академией наук и Театральным отделением при Народном комиссариате по Просвещению Петрограда, о чем свидетельствует Справка, выданная ему 14 мая 1920 года[18]. Пользуясь своим положением, В. Рышков всячески поддерживал музей и способствовал передаче музею наиболее ценных предметов.

В сентябре 1920 года Театральный отдел был ликвидирован, но Рышков заверял, что его помощь музею продолжится.

В 1922 году дни заседаний Совета музея назначили по средам и Владимир Александрович 9 августа 1922 года обратился к директору музея: «К сожалению, среда “академический день” и я не могу не быть в Академии»[19]. Участие В. Рышкова в Совете музея становится все более редким, приходится удивляться, почему Дирекция музея не изменила по его просьбе день заседаний, хотя он очень просил это сделать. Его записка от 2 сентября: «Спешу Вас уведомить, что по средам в Академии Наук происходят заседания правления и отделений Конференции. Помнится мне, что члены Совета, артисты, настаивали на том, чтобы заседания происходили по понедельникам, когда они свободнее всего. Не возьмете ли Вы на себя инициативу переменить день заседаний?»[20] Но и это письмо осталось без внимания.

15 января 1925 года закончился контракт В. Рышкова с Академией наук, ему было тяжело расставаться с музеем. В Архиве сохранилось его письмо, адресованное Директору музея П. Н. Шефферу: «Многоуважаемый Петр Николаевич! Ввиду моего ухода из состава Российской Академии наук, я заявил непременному Секретарю Академии С. Ольденбургу, что Конференции Академии надлежит избрать вместо меня другого своего представителя в Совет музея. Расставаясь с Музеем и с делом, которое я так любил, я чувствую душевную потребность пожелать Музею дальнейшего процветания и высказать искреннее сожаление, что я уже не буду иметь удовольствие работать в деле, в котором я участвовал с момента его зарождения. Прошу Вас принять самому и передать всем деятелям Музея мой искренний привет. Вл. Рышков»[21].

Деятельность Владимира Александровича в создании музея и его участие в Совете были непродолжительными по времени, но важными и эффективными благодаря его преданности музею, опыту организационной работы и знанию музейного дела на примере Бахрушинского музея.

В Совете его заменил академик Н. А. Котляревский, первый директор Пушкинского Дома. Экспертом по рукописям и книгам был Б. Л. Модзалевский, выдающийся филолог, пушкинист.

Участие таких блестящих ученых, как Нестор Котляревский и Борис Модзалевский в Совете музея говорит о высоком интеллектуальном и научном уровне тех, кто стоял у истоков нашего музея. Но и сотрудники музея не были случайными людьми. Директор музея с 1920 года (после внезапной смерти заслуженной артистки Н. С. Васильевой) — Петр Николаевич Шеффер, филолог, историк, заместитель директора Левкий Иванович Жевержеев, прекрасный знаток театрально-декорационного искусства, меценат и коллекционер, передавший музею большую часть своей коллекции. В Совете музея были: А. С. Поляков, филолог, директор Библиотеки русской драмы, Д. Х. Пашковский, режиссер, старший хранитель музея В. Я. Андреев и другие очень достойные люди. Все они определили творческое начало и высокую духовную наполненность деятельности музея.

В. А. Рышкова, как человека неравнодушного и театрального, волновали многие проблемы, в том числе новые зрители, заполнившие роскошные императорские театры. Он обращается к ним со страстным призывом: «Разве призванье демократии в том, чтобы уничтожать красивое? А между тем... А между тем, разве в фойе театров мы не видим окурков и плевков?! Великий народ — это недостойно тебя...»[22].

К сожалению, мы знаем о его жизни в этот период очень мало. Известно, что 15 февраля 1927 года Владимир Рышков был арестован и полтора месяца находился в Доме предварительного заключения. Подробности и причины ареста досконально неизвестны, но можно предположить, что это было связано с «академическим делом». Уже в 1918 году были предприняты попытки расформировать Академию наук и другие научные учреждения как «пережитки ложноклассической эпохи развития классового общества». В 1923 году в Москве была создана альтернативная Коммунистическая академия, предметом ненависти которой были несколько организаций в т. ч. Библиотека Академии наук и Пушкинский Дом. К различным срокам заключения и ссылки были приговорены 29 человек, среди них академики С. Ф. Платонов, Е. В. Тарле, старший ученый хранитель Пушкинского Дома Н. В. Измайлов.

Дочь Владимира Александровича Кира Владимировна (1902–1983) работала в Театральном музее с 1920 по 1922 год секретарем, а затем перешла в Библиотеку Академии наук, где прошла путь от технического сотрудника до старшего редактора, ушла на пенсию в 1964 году.

Умер Владимир Рышков в возрасте 73-х лет 8 марта 1938 года и похоронен в Мурино под Петербургом.

Мы перелистали несколько страниц жизни важного для Театрального музея человека, но, поверьте, дорогой читатель, мы только прикоснулись к многогранной и незаурядной личности Владимира Александровича Рышкова. А сколько всемогущая История скрывает от нас загадок и тайн?!
 

Юлии Петровне Рыбаковой с благодарностью за настоятельные советы написать о В. А. Рышкове.

Спасибо Татьяне Синельниковой, Светлане Спириной и Александру Уресу.

 

[1]Альбом Л. И. Жевержеева. Репринтное издание. СПб.:  СПб  ГБУК СПбГМТиМИ, 2018. С. 236.

[2]СПб ГБУК СПбГМТиМИ. Архив Дирекции. Дело № 23. Л. 240.С. 19. Копии фрагментов дневниковых записей К. В. Рышковой, хранящихся в домашнем архиве А. О. Уреса.

[3]Там же. С. 13.

[4]Там же. С. 15.

[5]Там же. С. 20.

[6]СПб ГБУК СПбГМТиМИ. Архив Дирекции. Дело № 29. Л. 115.

[7]Малыгина Е. М. Творческое наследие Ивана Федоровича Горбунова // Музеи театра и музыки в международном пространстве. Материалы научно-практической конференции. СПб.: СПб ГБУК СПбГМТиМИ, 2008. С. 337–345.

[8]Рышков Вл. А. Воспоминания незаметного человека  / Публикация Н. А. Прозоровой // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2003–2004 годы. СПб., 2007.С. 257.

[9]Бондаренко И. Записки коллекционера // Памятники Отечества. 1993. № 29 (1–2). С. 33.

[10]Рышков Вл. А. Указ. соч. С. 252.

[11]Леонова Е. Н. А. А. Бахрушин — создатель Театрального музея // По страницам рукописных фондов ГЦТМ. М., 1988. С. 24.

[12]Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания. / Автор-составитель, комментарии М. П. Радина. М. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. Издательская группа Navona, 2018. С.12.

[13]Рышков Вл. А. Указ. соч. С. 262.

[14]СПб ГБУК СПбГМТиМИ. Архив Дирекции. Дело № 28. Л. 2–5.

[15]Там же. Л. 18–19.

[16]Там же. Л.26–30.

[17]Там же. Л. 41.

[18]СПб ГБУК СПбГМТиМИ. Архив Дирекции. Дело № 23. Л. 1-а.

[19]СПб ГБУК СПбГМТиМИ. Архив Дирекции. Дело № 30. Л. 11.

[20]Там же. Л. 25.

[21]СПб ГБУК СПбГМТиМИ. Архив Дирекции. Дело № 30. Л.146.

[22]ОР и РК Санкт-Петербургской Театральной библиотеки. Р. 8/81. Л. 1.

 
Автор: Наталия Ильинична Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ