Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

События в Дирекции императорских театров — традиции и современность

Театр и Музей — казалось бы две вещи мало совместимые. Театр — живой организм, импульсивный, всегда неожиданный, сиюминутный и многообразный и Музей — статичный, с застывшими неподвижными формами. Как соединить их? Как найти такие художественные приемы, которые помогли бы нашему воображению перенестись в прошедшие эпохи? Как сделать так, чтобы музей не был «самым скучным местом на земле»?
Одним из ответов на эти непростые вопросы может быть непосредственная связь Театра и Музея: организация и проведение спектаклей и концертов, творческих встреч с театральными деятелями. Вдохнуть жизнь в музейную статику, превратить музей в продолжение театральных подмостков, дать возможность творцам поговорить со зрителем. Благодаря теплой неформальной обстановке Театрального музея на пл. Островского, у зрителей есть редкая возможность заглянуть в творческую лабораторию своих любимых актеров и режиссеров.
На встречах в музее были Г. А. Товстоногов и Ю. П. Любимов, О. Н. Ефремов и П. Н. Фоменко, А. Б. Фрейндлих и О. В. Басилашвили, Г. П. Вишневская и М. М. Плисецкая, Н. М. Цискаридзе, У. В. Лопаткина и многие другие выдающиеся деятели нашего театра.

Ульяна Лопаткина в бал. П.И.Чайковского "Лебединое озеро"

Фотограф: Аловерт Н.Н.

 

Само помещение Дирекции Императорских театров, в котором располагается музей, предопределяло неразрывную связь с театром. Не будет большим преувеличением сказать, что мало найдется актеров, драматургов, режиссеров, художников, творивших на императорской сцене с 1840 по 1917 год, кто не бывал в Дирекции Императорских театров и чьи судьбы здесь не решались.
Вот некоторые эпизоды из того, что видели эти стены.
На верхнем этаже Дирекции находилось помещение, которое в разные годы использовалось для различных целей: под гостиницу, мастерские художников и т. д. Сейчас здесь экспозиция «Волшебный мир театра».
В 1862 году в этом помещении жил великий Джузеппе Верди. По заказу Директора императорских театров А. И. Сабурова Верди пишет оперу «Сила судьбы» для постоянно работающей в Петербурге итальянской труппы. 11 ноября он приезжает на премьеру своей оперы. В музее сохранилась фотография композитора, закутанного в тяжелую шубу. В письме домой он пишет о страшных холодах и подчеркивает доброту Директора, который не жалеет дров. Но не Сабурову достались слова благодарности, а новому назначенному директору графу А. Борху.

Джузеппе Верди в С.-Петербурге, 1862

 

Князь С. М. Волконский, занимавший пост директора с 1899 по 1901 год, пригласил на гастроли великого трагика Томмазо Сальвини, который играл в Петербурге свою коронную роль Отелло. «В течение нескольких вечеров в Александринском театре веяло высоким духом высокой трагедии» — вспоминал Волконский, и далее: «Он жил у меня» [ 1]. В честь Сальвини директор устраивает у себя в квартире прием, на котором присутствовали известные деятели театра. М. Ф. Кшесинская писала в своих воспоминаниях:
«В первую зиму своего директорства князь Волконский устроил в феврале 1900 года в своей роскошной казенной квартире блестящий прием в честь знаменитого итальянского актера Томмазо Сальвини. На свой прием в честь Сальвини он пригласил и некоторых первых артистов драмы, оперы и балета императорских театров, в том числе и меня. Вечер посетили некоторые члены Императорской фамилии. Прошел он очень удачно, и о нем много говорили» [2].
Последний директор императорских театров В. А. Теляковский в «Дневниках» и в «Воспоминаниях» неоднократно писал о том, как Ф. И. Шаляпин с К. А. Коровиным, у которого была этажом выше мастерская, засиживались у него до 3-4-х часов ночи и об огромном удовольствии, которое им доставлял великий певец импровизированными домашними концертами.
Музей с первых же лет своего существования окружил себя выдающимися деятелями искусства и науки, да и сами сотрудники были незаурядными личностями. Один из основателей музея, Л. И. Жевержеев, уже в 1918 году организовал первый цикл лекций по истории театра, которые читали В. Э. Мейерхольд, режиссер, критик В. Н. Соловьев, юрист А. Ф. Кони, драматург, П. П. Гнедич, балетмейстер Ф. В. Лопухов. В концертах принимали участие многие знаменитости, а также молодежь, которой еще предстояло подняться на театральный Олимп. Так, Д. Д. Шостакович впервые исполнил Первую фортепианную сонату, Маяковский по просьбе Жевержеева написал к празднованию 10-летия Октября произведение, семь глав из которого прочел в музее, впоследствии оно был названо поэмой «Хорошо!».
Рассмотрим программку одного концерта, состоявшегося в музее 1 июня 1924 года. Е. П. Корчагина-Александровская прочла рассказ А. Аверченко «Старухи», затем обладатель великолепного баса В. С. Шаронов исполнил песнь Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, с мелодекламацией выступили артисты Академического театра драмы Е. И. Тиме, М. А. Ведринская, Е. П. Студенцов, звучала и виолончель замечательного музыканта Е. В. Вольф-Израэля.
О трех участниках этого концерта хотелось бы сказать отдельно.
В программке значится: «Артист Леонид Осипович Утесов исполнит рассказы Зощенко». Молодой Л. О. Утесов поражал всех своим темпераментом и удивительной разносторонностью дарования. На афишах того времени можно прочесть, что в «Палас-театре» состоится «Показательный синтетический вечер-спектакль Л. О. Утесова. От трагедии до трапеции Утесов показывает все…». В «Свободном театре» он исполняет главную роль в спектакле, поставленном Н. В. Петровым «От Парижа до… Лиговки». Афиша Театра музыкальной комедии гласит: «Экстраординарный вечер. “Мужчина и женщина”. Л. О. Утесов “Танго на канате”».
В своей книге «Спасибо, сердце!» артист пишет: «Я с благодарностью вспоминаю это время, особенно потому, что в двадцать втором году я начал читать рассказы Зощенко» [3]. В его репертуаре были рассказы «Аристократка», «Беда», в Театре Сатиры он играл в пьесе М. М. Зощенко «Уважаемый товарищ». Увлеченный творчеством писателя, Утесов включил исполнение его рассказов в музейный концерт.
Интересно, что на афишах тех лет рядом с именем Утесова стоит имя Т. Жевержеевой. Дочь Левкия Ивановича Жевержеева, Тамара, танцовщица, вместе со своим мужем Георгием Баланчивадзе выступала в эстрадных концертах и представлениях. Молодая пара с большим почтением относилась к деятельности Музея, и Жевержеева особенно.
Завершал концерт Михаил Александрович Чехов.

 Михаил Чехов. Фотограф Булла В. К., 1910-е

 

7 мая 1924 года Первая студия Московского художественного театра, в которой играл и которой начал руководить с этого года Чехов, приехала на гастроли в Ленинград. В день концерта в музее он играл Мальволио в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира. После спектакля он успел выступить в 3-ем отделении и прочитать рассказы А. П. Чехова. Почему он не отказался от выступления в музее? Хочется думать, что таково было отношение к музею в творческой и театральной среде. Руководители, сотрудники, друзья музея образовали такой высокий духовный, интеллектуальный градус существования музея, который как магнитом притягивал к себе все талантливое.
Последняя строчка программки: «У рояля В. А. Дранишников». Выпускник Придворной певческой капеллы, закончивший Петроградскую консерваторию по классам фортепиано, композиции и дирижирования, этот блестящий музыкант всего через год после памятного концерта будет назначен главным дирижером Академического театра оперы и балета (б. Мариинского) и с его именем будет связан творческий взлет театра.
Вот о чем поведала нам старая программка одного музейного концерта…
12 декабря 1928 года началось содружество Музея и Консерватории, продолжающееся до сих пор. В первом концерте, посвященном П. И. Чайковскому, выступали солисты Академического театра оперы и балета знаменитый Н. К. Печковский и Н. А. Большаков, исполнившие арии из опер и романсы композитора. Профессор Консерватории Н. А. Большаков привел свою ученицу, студентку 3 курса И. М. Витлин, обладательницу редкого голоса контральто, которая исполнила 2 арии Иоанны из оперы «Орлеанская дева» и романс «Страшная минута».
Автору этих строк обнаружить запись в Архиве музея о выступлении студентки Витлин было и радостным, и волнующим моментом. Пройдет много лет и моя мама, заслуженная артистка РСФСР, солистка Мариинского театра, И. М. Витлин приведет меня работать в музей.
Творческая дружба с Консерваторией продолжается весьма успешно. За эти годы на музейную сцену выходили студенты: О. Бородина, С. Ялышева, А. Нетребко, Д. Штода, В. Стенькина, Ю. Ившин, З. Булычева и многие другие, ставшие звездами мировой оперной сцены.
К величайшему огорчению, на многие годы прерывается организация и проведение концертов и встреч со зрителями. На это были вполне объективные причины. Музей выселяли из его помещения, в течение нескольких лет он был закрыт и ютился в небольшом хранилище, затем годы войны. За 900 дней ленинградской блокады все сотрудники музея умерли. На своем рабочем месте скончались директор П. Н. Шеффер, его заместитель Л. И. Жевержеев, главный хранитель А. С. Нотгафт, подлинные сподвижники музейного дела… Светлая им память!
В 50-е годы в музей поступила на работу группа молодых театроведов, энтузиастов, жаждавших найти новые формы работы. Это были Е. С. Долгиновер, Г. З. Мордисон, И. А. Тури. Началась работа над новой экспозицией музея, создать которую помогал театровед И. И. Шнейдерман, читавший сотрудникам лекции о В. Э. Мейерхольде, А. Я. Таирове, К. А. Марджанове, Н. Н. Евреинове, чьи имена в то время были запрещены даже к упоминанию.
В это же время возник жанр лекций-концертов звукозаписи, продолжавшийся на протяжении более 30 лет. Первый концерт звукозаписи, состоявшийся в 1956 году, был посвящен искусству Федора Ивановича Шаляпина. Этот концерт стал событием в культурной жизни Ленинграда, ибо имя Шаляпина после его отъезда в 1922 году было запретным. Ажиотаж вокруг концерта был колоссальный, очередь стояла вокруг Екатерининского сада. Музей сразу же повторил концерт. Так родилась новая, чрезвычайно важная и востребованная форма музейной работы — лекции-концерты звукозаписи, посвященные творчеству величайших артистов мира, выдающимся постановкам и другим событиям в мировом театральном процессе.
Концерты звукозаписи сейчас не проводятся, их заменил видеолекторий. Уникальные программы, которые ведет научный сотрудник Л. Г. Мочалова, хорошо известны в городе.

На нашей сцене состоялись выступления, ставшие заметными событиями театральной жизни. Это и первое выступление Валерия Агафонова на профессиональной сцене и премьеры моноспектаклей Игоря Ларина, блистательные концерты Юрия Томошевского, моноспектакли Е. Сафоновой, В. Козлова, первые программы бардовской песни Т. Алешиной, Е. Фроловой, Н. Якимова. Актер театра и кино Олег Пальмов создал по просьбе музея моноспектакль «Гений антракта», посвященный актеру-рассказчику и собирателю театральных реликвий И. Ф. Горбунову. Следующей его работой стал прекрасный спектакль «Вагон для перевозки свежих устриц» о А. П. Чехове. Петербургский композитор Тимур Коган в музее показал премьеры мюзиклов «Медведь» и «Предложение». Либретто и стихи Леонида Тучинского.
По нашей инициативе в музее был создан уникальный спектакль «Немая сцена». 175-летие со дня рождения Н. В. Гоголя музей хотел отметить показом сцен из «Ревизора». Музей обратился к разным ленинградским артистам с просьбой выступить в музее. Все согласились, но потом, узнав, что эта работа музеем не может быть оплачена, отказались. Остались два бессребреника: режиссер В. Б. Шабалина и актер С. С. Дрейден. «Ревизор» был давней мечтой актера. Н. П. Акимов, в Театре Комедии когда-то хотел ставить «Ревизора» с Дрейденом в роли Хлестакова. К сожалению, замысел остался неосуществленным. Как одному актеру сыграть всю пьесу? Актером и режиссером был найден очень интересный ход. Спектакль назывался «Немая сцена» и строился на импровизации. Благодаря блестящему таланту С. Дрейдена возник поразительный, ни на какой другой не похожий спектакль. Гоголевские персонажи были так узнаваемы, так выразительны! Спектакль имел грандиозный успех, о нем много писали, он стал лауреатом нескольких театральных фестивалей.

Алексей Девотченко в спектакле «Концерт Саши Черного для фортепиано с оркестром», 1990.

 

А. В. Девотченко с режиссером Г. М. Козловым создали замечательный спектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», который не могли нигде показать, так как везде требовали заплатить аренду. По нашему приглашению этот спектакль с огромным успехом много раз показывали в музее.
В новом качестве выступила выдающийся дизайнер Татьяна Парфенова. Две ее повести: «Пола Нельсон» и «Лютики для Себастьяна» прочитали артисты Арина Лыкова и Михаил Черняк.
В жизни музея история и сегодняшний день неразрывно связаны. И, как когда-то в Дирекцию Императорских театров приходили выдающиеся театральные деятели, так и сегодня музей не порывает связи с живым театром. В рамках созданного Клуба любителей балета на встречу со зрителями приходят звезды отечественной хореографии: Д. Г. Вишнева, Ю. В. Махалина, Н. М. Цискаридзе, А. А. Меркурьев, Е. В. Образцова, Д. Матвиенко, У. В. Лопаткина, Н. Осипова, О. Смирнова, С. Вихорев, Начо Дуато и другие. Родилась интересная традиция. После встречи артисты дарят музею свои балетные туфельки, пополняя богатейшую музейную коллекцию, в которой есть туфельки Марии Тальони, Фанни Эльслер, Анны Павловой и других величайших артистов мира.
Сейчас бразды правления культурно-массовыми программами на пл. Островского переданы молодому сотруднику Анне Ласкиной, переполненной новыми идеями и творческим энтузиазмом. За последние годы она очень успешно организовала и провела фестивали «3десь и сейчас», «Весь день — театр», превосходно проходили «Ночи музеев». Спектакли и творческие встречи с режиссерами С. Я. Спиваком, Г. Тростянецким, Г. М. Козловым, художником Э. С. Кочергиным привлекли большое внимание любителей театра. Фестиваль «Дни Соломона Михоэлса и Алексея Грановского в Театральном музее»: лекции, выставка, просмотр фильма «Еврейское счастье» 1925 года, театральный вечер К. Учителя «Играем Гольдфадена» с участием петербургских актеров. В музее прошли детские абонементы «Магия театра» (совместно с театром «Зазеркалье») и «Азбука театра» (совместно с БТК). Были организованы гастроли московских студентов, учеников В. Мирзоева со спектаклем «Павел I». В 2019 году появился первый музейный аудиоспектакль «Портрет» об одном из основателей музея Л. И. Жевержееве.
Музей живет плодотворной, насыщенной яркими событиями жизнью.
Он был и остается одним из культурных центров нашего города. Сегодня наши сотрудники всеми силами стараются не расплескать ту великую духовность, которую вдохнули в музей наши предшественники, считая своим святым долгом сохранять и продолжать великие традиции музейного дела.

Примечания:

[ 1] Волконский С. М. Мои воспоминания. Т. 1. Лавры. М.: Искусство, 1992. С. 43.

[2] Кшесинская М. Ф. Воспоминания. М.: Артист. Режиссер. Театр., 1992. С. 71.

[3] Утесов Л. О. Спасибо, сердце! М.: ВТО, 1976. С. 190.

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ, Заслуженный работник культуры