Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Коллекционер и коллекция. Предметы стекла из собрания В.М. Голод

В 1990 г. Шереметевский дворец по решению Правительства города стал филиалом Ленинградского государственного музея театрального и музыкального искусства. Основные темы постоянной экспозиции «Владельцы дворца и усадьбы» и «Коллекция музыкальных инструментов» благодаря поступлениям конца 1990-х – начала 2000-х гг. стало возможным дополнить темой «Частные коллекции и дары».
В ряду таких коллекционеров советского периода, как И. Эзрах, А. Лобанов, Г. Душин, Т. Карская и других, Валентина Михайловна Голод считается известной представительницей ленинградского частного коллекционирования. В одном из интервью о своих принципах собирания предметов искусства В.М. Голод говорила: «Я никогда не коллекционировала, просто покупала красивые вещи… Это дело вкуса, больше ничего… Покупать надо не то, что имеет подпись и ценность, а то, что нравится. Вот тут я не согрешила, ни разу не приобрела вещь, меня не захватившую. И не помню случая, чтобы ошиблась». Валентину Голод коллеги по цеху – ленинградские коллекционеры – называли «Их благородие»! за неординарность, яркость и незаурядность личности.

    

Среди бумаг личного архива сохранились три страницы в тонкой тетрадке в клетку. Они исписаны не очень разборчивым почерком рукой Валентины Михайловны. Это попытка изложить свою автобиографию. Что помешало закончить жизнеописание, мы не знаем. Начало же его следующее: «Некоторые детали из прошлой жизни моей семьи мне совершенно не известны. Например, почему и когда мои родители поселились в г. Острогожске [?] Вор…й губернии. По-видимому, у отца была большая практика присяжного поверенного, а возможно у него было состояние…, так как жили мы на большую ногу. По ул. Харьковской у отца был 2-х этажный дом…». Далее Валентина Михайловна вспоминает и перечисляет «по памяти» прислугу, которая жила в доме: письмоводитель, портниха, прачка, кухарка, «белая» горничная, «черная» горничная, кучер, «что-то вроде управляющего».
Жизнь Валентины Михайловны была окутана легендами, главным источником которых была она сама. Одна из легенд В.М. Голод связана с ее возрастом. В документах ее личного архива (медицинская карта, пенсионное свидетельство, оборотные стороны фотографий и др.) фигурируют три даты рождения – 1916, 1905, 1898 гг. Последняя дата дала основание В.М. Голод отпраздновать свой 100-летний юбилей. Со слов С.З. Спиваковой, она комментировала этот праздник следующим образом: «…Чтоб устроить побольше шуму, по городу распространили слух, что мне 100 лет и бал — в честь этой даты. Чушь какая! К тому же там будет показ мехов, и я должна пройтись в шубе. Неудобно отказать, но предлагают демонстрировать шиншиллу, а я всю жизнь ненавижу этот мех!..». Артистичность натуры позволяла Валентине Голод играть публичные роли, занимаясь собственным пиаром.
Профессиональный интерес В.М. Голод был связан с переводом театральных пьес с французского языка, а главным «повседневным» интересом стало собирание произведений искусства. Старейший сотрудник фондов нашего музея Нинэль Семеновна Пляцковская, которая много лет лично знала Голод, вспоминала их первую встречу, которая состоялась в 1947 году: «Валентина Михайловна всегда поражала своей образованностью, элегантностью, изысканным вкусом. Она с легкостью переходила на французский язык, как в телефонных разговорах, так и при встрече своих гостей, приезжающих из Франции. Восхищала также способность Валентины Михайловны, очень естественная, легко поддерживать беседы с разными людьми и на разные темы: во всем присутствовала ненатужная естественная демократичность».

В 1970-е гг. коллекционеров Москвы и Ленинграда объединяла Комиссия собирателей художественных коллекций, председателем которой стала В.М. Голод. Она выполняла роль «посредника от коллекционеров», заявившего в советское время об их существовании, нуждах и значении. Результатом работы стали две крупнейшие выставки частных коллекций, организованные в Ленинграде. В книге «Записки коллекционера» А. Лобанов пишет: «В октябре 1978 года в Мраморном зале Музея этнографии открылась выставка декоративно-прикладного искусства из частных собраний. Вдохновителем и организатором этого, по тем временам неординарного, события была легендарная Валентина Михайловна Голод».

В.М. Голод собирала не только предметы искусства, но и редких в советское время людей – коллекционеров-любителей, мастеров-реставраторов, специалистов по антиквариату, знатоков и ценителей произведений искусства. Ее дом стал салоном, где в разное время бывали представители культурной и творческой интеллигенции двух столиц и зарубежья. Архив В.М. Голод сохранил фотографии гостей дома. Среди них, А.Б. Фрейндлих, граф П.П. Шереметев, В.Т. Спиваков и С.З. Спивакова, В.А. Брунцев, В.В. Стрекалов, В.П. Яковлев и Н.Н. Каретникова и др. Однажды в квартире на ул. Восстания, 24 побывала Л.М. Гурченко. Рассказывая об этом визите, актриса называла хозяйку «Дама» и вспоминала о преподнесенном Валентиной Михайловной подарке – «серьгах екатерининского времени», которые по-прежнему хранятся среди мемориальных предметов актрисы.
При жизни Валентина Михайловна объездила многие музеи, "примеряя" на них свою коллекцию и определяя ее будущее. В середине 1990-х гг. во время частного визита обсуждалась возможность ее переезда в Шереметевский дворец ради обеспечения сохранности коллекции и безопасности коллекционера. Переезд не состоялся, но важно, что именно в Малиновой и Зеленой гостиных Шереметевского дворца Голод увидела идеальную возможность для размещения своей коллекции. 16 июля 1999 года Валентины Михайловны не стало. В 2000 г. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства получил наследие В.М. Голод. По описи имущества оно включало 1338 предметов музейного и бытового характера. Не имея периода фондового хранения, музейные предметы сразу после поступления были введены в экспозиционное пространство. Создание экспозиции «В гостях у прекрасной дамы» в парадных интерьерах Малиновой и Зеленой гостиных (2002 г.) дворца, явилось для музея своеобразным отчетом о сохранении частной коллекции и представление ее общественности города.

     

В собрании В.М. Голод наряду с живописными полотнами и графическими листами, предметами мебели и скульптуры, особый интерес представляют предметы художественного и бытового стекла и флаконы для духов.
Атрибуция стеклянных изделий, по признанию многих специалистов, осложнена отсутствием на них заводских марок, клейм, знаков. Она производится, главным образом, на основе художественно-стилистического анализа форм и декора. Как популяризатор собственной коллекции В.М. Голод опубликовала каталог «Декоративно-прикладное искусство. Частные собрания Санкт-Петербурга», в котором изделиям из стекла был присвоен более солидный возраст. Эта тенденция является характерной особенностью многих частных коллекций.
Коллекция стекла пополнялась владелицей в разное время и за счет случайных находок. Как одиночные, так и комплектные предметы собрания поражают обилием и разнообразием цветовых вариаций. По словам исследователя русского стекла Н.А. Ашариной, «цвет в русском искусстве … компенсировал отсутствие красок в русской природе – длинная холодная, лишенная красок русская зима, короткое, скромное в красках лето… Национальная приверженность к яркому цвету нашла свое выражение и в развитии цветного стекла».

     

    

Бытовые предметы в коллекции стекла В.М. Голод представлены различными формами: графины, кувшины, рюмки, бокалы, чашки, стаканы, блюдца, сливочники, вазочки для сладостей, блюда и пр. Это не полномасштабные сервизы, предназначенные для усложненного этикета застолий, как это уже имело место в изделиях из фарфора, а небольшие наборы, состоящие из графина и небольших рюмок, объединенные общей орнаментацией. Скромные размеры подобных изделий свидетельствовали об их использовании в интимном застолье.
В коллекции В.М. Голод представлен один из таких комплектов. Он состоит из графина и двух парных рюмок. По датировке владелицы он изготовлен в 1780 г. Графин и рюмки имеют цилиндрическую форму с продольным неглубоким гранением. Грани-поверхности графина декорированы росписью золотом и серебром. Рокайли, гирлянды из цветов, спокойные изгибы растительных побегов обрамляют два медальона с изображением музицирующих – дамы и кавалера. Руки дамы сложены на пышной юбке платья; за ее спиной угадывается арфа; кавалер изображен в полуобороте, его ноги застыли в танцевальном па, а в руках он держит скрипку. На просвет в высокой граненой пробке виднеется наполненная «красным вином» чаша. На противоположных гранях каждой рюмки серебром выполнены изображения собаки и овцы, которые отражают тему охоты и домашнего хозяйства. В обобщенном значении декор графина и рюмок отражают тему помещичьего быта или усадебных интересов.

    

       

Форма графина и рюмок, «рубиновый» материал, использование гранения дают основание предполагать, что комплект был создан не в конце XVIII, а в XIX веке. Указанный комплект можно датировать периодом историзма, после 1840-х гг. В декоре графина и рюмок отразилась стилистика второго рококо, подражавшее искусству XVIII в.
Следует упомянуть, что комплект посуды представлен на бронзовом подносе прямоугольной формы, который при ближайшем рассмотрении имеет некоторые особенности. Во-первых, полая часть основания с тыльной стороны заполнена не традиционной мастикой, а имеет вставку из древесно-стружечного материала; во-вторых, четыре ножки-лапки крепятся шурупами к указанной вставке; в-третьих, две ручки отличаются по декору от планки, размещенной по периметру; при этом, ручки имеют односторонний характер с необработанной тыльной стороной и напоминают люстровые декоративные детали (которые обычно укрепляют на обод люстры). Отсутствие рокайльных линий и плавности очертаний в форме подноса подтверждает его позднее происхождение: конструкция подноса была выполнена в XX в. с использованием бронзовых деталей XIX в.
С нескрываемым азартом В.М. Голод часто говорила: «Люблю купить поломанную штуку и вернуть ей прежний вид». Соединение в один комплект трех предметов посуды для крепких напитков и подноса является творческим подходом владелицы к хранению коллекционных предметов.
Предметы из стекла, поступившие в фонды музея в составе частной коллекции В.М. Голод, представляют несомненный интерес для исследования и показа в экспозиционном пространстве, отражая качественное разнообразие хронологически широкого периода стеклоделия. Почти каждый предмет или комплект хранят секреты и тайны, достойные незаурядной личности их владелицы – Валентины Михайловны Голод.

Автор: О.А. Ходякова, з.р.к., к.и.н., зав. отделом хранения в Шереметевском дворце, хранитель фондов ДПИ