Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

«Свидетель эпохи — визитный альбом»

Петербург-Петроград-Ленинград прославился во всем мире выдающимися поэтами, писателями, композиторами, художниками, актерами. Герой нашего рассказа тоже из художественного мира, но не Творец, он великий собиратель, коллекционер, меценат — Левкий Иванович Жевержеев. О нем написано много статей, ему посвящаются конференции «Жевержеевские чтения», его имя свято для всех сотрудников Театрального музея, одним из основателей которого он был. И всякий раз при звуке его имени душа отзывается благодарностью, восхищением и глубочайшим почтением.

Семья Жевержеевых обосновалась в нашем городе в 70-е гг. 19 столетия. Глава дома — Иван Алексеевич, происходивший из изюмских татар, вместе с братьями основал Парчово-ткацкую фабрику, изготовлявшую парчу и церковную утварь для императорской семьи и церковнослужителей. По воспоминаниям Жоржа Баланчина, женатого на дочери Левкия Ивановича и жившего в этой семье, один вершок парчи ткали целый год. Это была чрезвычайно трудоемкая работа, требовавшая высокого профессионализма. Женой Ивана Алексеевича была Софья Порфирьевна, урожденная Оловяшникова, представительница знаменитого купеческого рода, производившего колокола для всей Российской империи.

Портрет Л. И. Жевержеева. Альбом. С. 24

После смерти в 1914 г. Почетного гражданина Российской империи, поставщика Двора Его Величества Ивана Алексеевича Жевержеева Левкий Иванович стал обладателем большого наследства. Но стезя успешного купца и предпринимателя его никак не прельщала. Коллекционирование, собирательство, увлечение новейшими течениями в искусстве, общение с молодыми, дерзкими творцами, определили его духовную личность.

В фонды Ленинградского государственного театрального музея через несколько лет после кончины Левкия Ивановича (он умер в блокаду 16 января 1942 г. на своем рабочем месте в музее) поступил ценнейший экспонат — Визитный альбом, в котором оставляли записи гости Жевержеева, собиравшиеся в его доме на углу Троицкой ул. (ныне ул.Рубинштейна) и Графского пер. О знаменитых жевержеевских «пятницах» было хорошо известно в городе, многие мечтали попасть сюда, посмотреть коллекцию, которую хозяин называл своим Театральным музеем. 

Обложка Альбома

 Титульная страница

В 2018 г. научная конференция «Жевержеевские чтения» прошла под названием «Свидетель эпохи — визитный альбом» и была посвящена долгожданному событию — выходу в свет репринтного издания альбома, в котором оставляли на знаменитых «пятницах» свои автографы гости Жевержеева — люди искусства. На протяжении многих десятилетий заветная, казалось, призрачная мечта всего коллектива музея о его издании представлялась совершенно недостижимой. Но случилось чудо. Благодаря многим счастливым обстоятельствам рукописный альбом с множеством ценнейших автографов, рисунков, созданных выдающимися деятелями искусства эпохи Серебряного века, удалось оцифровать и снабдить подробными научными комментариями.

Коллективу музея выпала трудная и захватывающе интересная работа по расшифровке записей, атрибуции авторов и, наконец, созданию научных комментариев. Гостями Жевержеева были: Блок, Маяковский, Мейерхольд, Ахматова, Пастернак, Чупятов, Школьник, Кандинский, Хлебников, Южин, Ермолова и еще многие-многие яркие творцы той эпохи.

«Творческие личности преисполнились энергией и были готовы перетерпеть голод и нужду, сотрудничать с властью, часто сомнительной в нравственном отношении, надеясь на благотворное влияние все той же культуры. Вот эти люди и то, что им хотелось совершить, и чем это кончилось — главное содержание альбома. Талант Жевержеева заключался в интересе, отзывчивости к жизни современников, его личность притягивала, заставляла раскрываться»  [1]

Молодой Н. П. Акимов писал:

«Пусть разуму не внемлют девки,

Не понимает пусть шпана…

Ты своего музея, Левкий,

Поверь мне, лучший экспонат» [2]

Н. П. Акимов. Эскиз костюма для оперы «Фальстаф».

Альбом. С. 260

«Вдвое больше б написал для Жевержеева,

 Каб не боялся попортить “верже его”» [3]

 В. Маяковский 17 дек. 1918 г.

Рисунок В. В. Маяковского. Альбом. С. 124

Велимир Хлебников, «Председатель Земного шара», «Король времени», один из основателей группы «Будетлянин», первой футуристической группы в русской литературе в одной из записей сравнил Пушкина с Будетлянином, героем спектакля «Победа над солнцем». «Хлебников считает, что сейчас на месте Пушкина находятся футуристы, которых многие воспринимают, как что-то чуждое искусству. Здесь же Хлебников не только поднимает статус коллег по цеху, но декларирует свое и футуристов бережное отношение к “багажу” поэта, в отличие от принятого академического славословия, а именно его футуристы и сбрасывали “с парохода современности”»  [4]

В. И. Хлебников

Альбом, начатый 2 октября 1915 года, мы рассматриваем как источник документальных свидетельств эпохи. Участники «пятниц» жили в особое время, которое не давало оптимистических надежд на будущее. Творческие люди предчувствовали великие перемены, сломы, катаклизмы…  Но их объединяло искусство, которому они служили и верили в его великую силу. Атмосфера «пятниц» не была такой легкой и веселой, как может показаться из шутливых обращений к Жевержееву.

Михаил Кузмин — поэт, композитор писал Левкию Ивановичу: «Пока такие люди живы, опасность музам не грозит!»  [5]  и под этими строчками дописывает: «в ужасные дни ненавистной войны.  27 ноября 1917». 

Набросок художника Э. К. Спандикова с М. А. Кузмина.

Альбом. С. 322

С восхищением, грустью и печалью перебираем мы страницы альбома, ибо жизни многих участников «пятниц» были сломаны, искалечены, и оборваны в 30-х гг. Авторы остроумных стихов, прелестных зарисовок и раздумий об искусстве в тот момент не знали своего будущего.  Мы знаем... 

Рисунок В. С. Мейерхольда. Альбом. С. 95 

Великий режиссер В. Э. Мейерхольд, поначалу с энтузиазмом принявший новую власть и выступавший с докладом «Октябрем по театру», очень скоро получит роковой удар по своему театру и по своей жизни.  «Город Петра — С.-Петербург — Петроград  (как теперь именуется) — только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать таких людей, с таким влечением к строительству, как хозяин Пятниц  Жевержеева…»  [6]  Завершает он запись в альбоме восторженными словами: «Какое счастье жить и умереть в Ленинграде!». Трагически пророческими оказались эти слова. Именно в нашем городе он будет арестован летом 1939 г., а 2 февраля 1940 г. расстрелян.

Конечно, гости Левкия Ивановича не могли не отозваться на ужасные события, происходившие в мире и России. Вот как откликнулся на Первую мировую войну художник К. С. Елисеев:

«Жили-были

Были-жили,

Выли, ныли…

Немцы победили»  [7]

Портрет К. С. Елисеева работы С. Шлейфера. Альбом. С. 43

Выдающийся режиссер С. Э. Радлов написал на странице: «Я люблю прошлое театра, потому что верю в его будущее»  [8]  Будущее для него самого — репрессии, арест, заключение… Не обошла злая участь и его жену Анну Радлову, поэта и переводчицу, погибшую в лагере в 1949 г. 

Через много лет после полной реабилитации С. Э. Радлов нашел могилу Анны Дмитриевны поставил на ней чугунный крест с надписью:

«Пусть будет так… Горацио, я мёртв.
А ты живёшь — так расскажи правдиво
Всё обо мне и о моих делах
Всем, кто захочет знать»

Из «Гамлета» в переводе Анны Радловой.

Автограф А. Д. Радловой (восстановлен техническими средствами). Альбом. С. 246

Один из первых сотрудников Театрального музея, старший хранитель В. Я. Андреев напишет: «Всегда был счастлив страстию коллекционера, забывая в ней тяжелое окружение; теперь же, когда кругом не жизнь, а кошмар, благодарен ей в сто крат. Уверен, что и Вы, Левкий Иванович, переживаете то же». 8 сентября 1919 г. Петроград [9] . Многие годы В. Андреев собирал материалы по цирковому и эстрадному искусству. В 1928 г. удалось создать при Ленинградском цирке Музей цирка и эстрады, основу фондов которого составляла частная коллекция Андреева. Однако в 1934 г. началась первая волна массовых репрессий в стране. В марте 1935 г. Андреев как бывший царский офицер и «социально опасный элемент» был репрессирован и выслан. Василий Яковлевич Андреев умер в лагере 7 февраля 1942 г. 

Автограф В. Я. Андреева. Альбом. С. 49

В страшное по своей жестокости время жили талантливые представители искусства. Судьба была неумолима к ним: погибали в тюрьмах, лагерях, в ленинградскую блокаду, как и сам владелец Альбома, многие гости Жевержеева: в 1953 г. Н. Н. Пунин — блестящий искусствовед, арестовывавшийся многократно, начиная с 1934 г.; в 1935 г. — репрессированная художница и музейный работник Е. Н. Нозикова, автор замечательного шаржа на Левкия Ивановича.  Расстреляны: в 1931 г. В. М. Андерсен, историк, библиограф, в 1937 г. художник, архитектор Б. Б. Малаховский, в 1938 г. писатель и художник Ю. И. Юркун, поэт, переводчик В. И. Стенич, сотрудник Большого театра М. А. Дарский, Б. К. Лившиц поэт, литературовед.  Альбом обнажил судьбы, над которыми висел неотвратимый меч судьбы. 

Очень ярко и выразительно написал Аркадий Аверченко об отношении к революции: «Русскую революцию часто — это уже стало трафаретом — сравнивают с ребенком, появившимся на свет в тяжких родовых муках матери России. Если это ребенок, то странный ребенок: у него две ноги, но обе — левые… А голова взрослого человека — Керенского. Благодаря такому устройству, ребенок ходит, переваливаясь со стороны на сторону, и голова часто перевешивает хилое туловище. Вот так»  [10]

Автопортрет А. Т. Аверченко. Альбом. С. 58

«Альбом сей прекрасен!

Я с этим согласен,

Но лучше всего —

Хозяин его».

Н. Агнивцев  [11]

Слева вырезка из журнала «Огонек» со стихотворением Н. Агнивцева, справа автограф и рисунок Н. В. Шалыгина. Альбом. С. 221

На вечерах у Жевержеева были и звезды московских театров. М. Ермолова, премьер московского Малого театра А. Сумбатов-Южин, который оставил такие строчки: «Единственный отдых в жизни — встреча с человеком, для которого искусство смысл и цель существования. Без этих минут отдыха для нас, слуг искусства, оно само не в силах укрепить нашу усталую душу»  [12]

Хозяин «пятниц», скромнейший человек, забивался куда-то в угол и молча наблюдал и слушал споры и разговоры гостей.

Визитные альбомы были очень популярны в России, они хранили память о встречах с милыми сердцу, давным-давно жившими людьми. Левкию Ивановичу, собиравшему не только предметы искусства, книги, но и Таланты, важно было сохранить, запечатлеть их автографы. «Остановить мгновения» — это ли не мечта коллекционера?! На страницах альбома оживают яркие самобытные личности, каким был и сам хозяин альбома — Левкий Иванович Жевержеев. Светлая им память!

Свидетель эпохи — визитный альбом высветил беспощадную эпоху и трагедии обреченных в ней жить людей. Он стал не только свидетелем эпохи, но и ее обличителем. Альбом дает широкое поле для исследователя, его можно рассматривать и изучать с разных точек зрения: искусствоведческой, литературоведческой, исторической. Для меня же Альбом — своеобразное послание Л. И. Жевержеева, воскрешающее трагический портрет уничтоженного целого поколения блестящих творцов. 

 

[1] Рыбакова Ю. П. Об альбоме Левкия Ивановича Жевержеева // Жевержеевские чтения: «Свидетель эпохи – визитный альбом»: Материалы научной конференции 6–7 декабря 2017. СПб.: СПб ГБУК СПбГМТиМИ, 2018. С. 6.

[2] Альбом Л. И. Жевержеева. Репринтное издание. СПб.: СПб ГБУК СПбГМТиМИ, 2018. С. 32.

[3] Там же. С. 247.

[4] Рыбакова Ю. П. Указ. соч. С. 8–9.

[5] Там же. С. 7

[6] Альбом Л. И. Жевержеева. Репринтное издание. СПб.: СПб ГБУК СПбГМТиМИ, 2018. С. 109.

[7] Там же. С. 37.

[8] Там же.  С. 244.

[9] Там же. С. 49.

[10] Там же. С. 58.

[11] Там же.  С. 181.

[12] Там же. С. 253.

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ, Заслуженный работник культуры