Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Выставка «НЭП: хлеба и зрелищ!»

1 июля – 8 ноября 2021 года

В марте 1921 года Десятый съезд партии большевиков принял «новую экономическую политику» (НЭП). Разрешение частного предпринимательства за 10 лет вывело РСФСР из полной разрухи. В 2021 году к 100-летию НЭПа Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства подготовил уникальный выставочный проект «НЭП: хлеба и зрелищ!». Он фокусируется на самых малоизученных страницах истории петроградского-ленинградского театра 1920-30-х годов: легкие жанры, частные театры и эстрадные антрепризы имели сногсшибательный успех и у «нэпманов», и у пролетариев, наевшихся, наконец, хлеба и требовавших зрелищ. Уставшие от ужасов гражданской войны люди жаждали развлечений и простых радостей жизни, а предприимчивые деятели культуры шли навстречу новому зрителю. Несерьезная культура презиралась и замалчивалась в советскую эпоху, и до сих пор она еще почти не изучена.

В процессе работы над выставкой и каталогом к ней кураторы – научные сотрудники фондов музея – совершили множество открытий, атрибутировали массу документов, фотографий и изобразительного материала. Выставка «НЭП: хлеба и зрелищ!» выводит из забвения целый пласт театрально-музыкальных явлений, которые породили всю современную массовую культуру. Большая часть экспонатов выставки будет впервые представлена широкой публике.

Проект «НЭП: хлеба и зрелищ!» – это вторая серия цикла выставок Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства о театре 1920-х годов. Первая часть «Земля дыбом», имевшая большой успех у широкой публики и получившая мощный отклик в прессе и у специалистов, повествовала об экспрессионизме в раннесоветском театре и рассматривала прежде всего «высокие» жанры – драму, оперу, балет. Обращение к жанрам «низким», связанным с «высокими» как сообщающиеся сосуды, стало естественным продолжением исследовательской работы команды кураторов – Елены Грушвицкой, Ольги Краевой и Дарьи Рыбаковой.

Во вступительной статье к каталогу выставки «НЭП: хлеба и зрелищ!» Константин Учитель цитирует газетную статью 1922 года: «Все, что принижало искусство, теперь снова сорвалось с цепи и несется, закусив удила. Театры, театрики, кабаре, кафе с музыкой, “концерты”, ”вечера веселых настроений”, все это мутной волной заливает РСФСР. Используется все, что заставляет обывателя, мещанина платить». В трех залах выставочного пространства Театрального музея демонстрируется вот это «всё»: комические миниатюры, пародии, эстрадные ревю, танцевальные кабаретные номера, сатирический конферанс, цирк и кино, жестокий романс, блатная песня и «Теа-джаз» Леонида Утесова – вплоть до легендарных комедий, оперетт и джаз-опер крупных частных и государственных театров, в том числе, Акдрамы (Александринского театра), МАЛЕГОТа (Михайловского) и ГАТОБа (Мариинского театра).

Финальный акцент выставки – мини-экспозиция о балете Д. Шостаковича «Болт», который был снят с репертуара ГАТОБа после генерального прогона в 1931 году. Эскизы костюмов Татьяны Бруни к «Болту» – яркая галерея «типов НЭПа», коллективный портрет той самой публики, для которой работали ныне забытые и, напротив, глубоко почитаемые деятели искусства, «присутствующие» на выставке: Сергей Радлов, Давид Гутман, Рина Зеленая, Елена Грановская, Николай Петров, Исаак Дунаевский, Николай Фореггер, Касьян Голейзовский, Николай Акимов, Елизавета Якунина, Валентина Ходасевич, Николай Ушин и многие, многие другие.

Сценические костюмы, эскизы сценографии и костюмов, фотографии, афиши и рекламные плакаты, ноты и музыкальные инструменты, разнообразнейшие документы эпохи отражают деятельность таких частных и государственных театрально-музыкальных предприятий, как кабаре «Балаганчик», Свободный театр, театр Музыкальная комедия, оперетта Палас-театра, Вольная комедия, Народная комедия, театр Сатиры, Мюзик-холл, МАЛЕГОТ, ГАТОб, Акдрама и др.

В проекте «НЭП: хлеба и зрелищ!» представлены экспонаты из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Театральной библиотеки, Русского музея, Музея Александринского театра, Михайловского театра, Центрального музея связи им. А. С. Попова, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, частных коллекций.    

Кураторы выставки – Елена Грушвицкая, Ольга Краева, Дарья Рыбакова
Художник выставки – Юрий Сучков

БИЛЕТЫ

300 рублей – стандартный билет
250 рублей – льготный (пенсионеры, учащиеся)*
бесплатный вход для студентов РГИСИ*
*льготные билеты в кассе по предъявлении документов

Экскурсии 

6, 13, 20 и 27 августа в 19.00 | Экскурсии по выставке

21 и 28 июля, 4, 11, 18 и 25 августа в 19.00 | Кураторские экскурсии по выставке «НЭП: хлеба и зрелищ!»
Экскурсии ведут Елена Грушвицкая, Ольга Краева или Дарья Рыбакова. 

Купить билет 

РЕЖИМ РАБОТЫ

Пн  11:00 - 19:00
Вт   Закрыто
Ср  13:00 - 21:00
Чт   11:00 - 19:00
Пт   11:00 - 19:00
Сб   11:00 - 19:00
Вс   11:00 - 19:00
Касса закрывается на час раньше.
Выходные: вторник и последняя пятница месяца

События в рамках выставки

8, 15, 22, 29 июля в 20.00 | Танцевальные мастер-классы «Танцы НЭПа» и экскурсия по выставке 
Маcтера танцевальной школы Summertime swing проводят открытые уроки танцев времен НЭПа, а кураторы выставки с помощью экскурсии погружают танцевальные вечеринки и их участников в культурный контекст 100-летней давности.

12 июля в 19:00 | Концерт «Кабаре НЭП»
Песни эпохи с рассказами, комментариями и киносеансом. В программе вечера – популярные песни 1920-х годов. Наряду со всем известными «Бубличками» и «Кирпичиками», с вальсом «Маруся отравилась» и матчишем, столь популярным 100 лет назад, прозвучат забытые песни, собранные Анной Астаховой, Орестом Цехновицером и Владимиром Бахтиным; сочинения уличных музыкантов тех лет, бытовые песни, музыка кабаре, кафе-шантанов, популярные джазовые темы и цыганский романс.

17 и 24 июля, 19.00 | Премьера спектакля «12 стульев. фан-фикшн»
Интерактивное шоу, где развитие событий зависит от настроения зрителей, помноженного на характеры исполнителей. Авторы используют новый для театра жанр «фан-фикшн», чтобы уничтожить классическое произведение и собрать его заново, исходя из ощущений публики. Причудливые ритуалы, игривые мелодии, ироничные разговоры с призраками вызывают видения ушедших эпох и одновременно дают возможность заглянуть в будущее и обнаружить в нём нового себя. 

АДРЕС

Ул. Зодчего Росси, 2А (вход с площади Островского):  Google.Карты  |  Яндекс.Карты