Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Международный выставочный проект «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

14 ноября 2020 – 12 февраля 2021 года

Международный выставочный проект «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» станет ключевым явлением музейного сезона 2020/2021 и центральным событием Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» . Выставка повествует о творческом пути выдающегося деятеля отечественной культуры Сергея Дягилева через его окружение и представляет собой портретную галерею тех, кого великий импресарио вовлекал в круговорот своей бурной деятельности. Портреты деятелей театра, музыки, балета первой трети XX века, созданные крупнейшими художниками России и Европы, впервые будут собраны вместе. Герои выставки – от Анны Павловой до Габриэль Шанель, от Михаила Фокина до Джорджа Баланчина. Художники – от Ильи Репина до Анри Руссо, от Александра Бенуа и Льва Бакста до Пабло Пикассо и Джорджо де Кирико. На выставке будут экспонироваться живописные, графические и фото-работы из ведущих музеев России и Европы, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж, Центр Помпиду (Париж), Художественный музей Руана, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальную галерею современного искусства Турина, российские и зарубежные частные коллекции. Многие портреты из зарубежных собраний будут демонстрироваться в России впервые.

Этот амбициозный проект — беспрецедентный диалог художественных культур России и Европы – в своей основе наследует идеям самого Сергея Дягилева, страстного пропагандиста европейского искусства в России и, напротив, русского искусства на Западе. Дягилев во многом был первым. Первым куратором художественных выставок, имевших концепцию и творческий отбор работ. Первым последовательным создателем театрального спектакля как синтетического зрелища, в котором музыка, хореография, сценография и костюмы объединены в целостный художественный замысел. Первым русским театральным продюсером, «крестным отцом» европейского продюсерского искусства. Дягилев обладал потрясающей способностью объединять вокруг себя, увлекать своими идеями не только творцов – композиторов, художников, хореографов и танцовщиков, – но также финансистов, дипломатов, царствующих особ и состоятельных поклонников и поклонниц. Дягилева влекло будущее, на алтарь новых творческих побед он приносил в жертву дружбу с прежними соратниками, будь то Дмитрий Философов, Вацлав Нижинский или Александр Бенуа. Круги его общения менялись вместе с новыми художественными задачами, и лишь немногие оставались с Дягилевым навсегда.

Выставка «В круге Дягилевом» построена как 12 сюжетов – 12 кругов жизненного и творческого пути, в каждом из которых личность Дягилева раскрывается через людей, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, через тех, кто помогал ему и кому помогал он. Появление юного Дягилева в Петербурге и первые выставки; журнал «Мир искусства» и «роман» с Дирекцией императорских театров; первое наступление на Париж 1906–1908 годов; организация «Русских сезонов»; Первая мировая война; парад творческих манифестов: художественные «провокации», искушение европейским авангардом, а затем поворот к неоклассицизму – каждый период жизни Дягилева представлен в портретном ряде и обширных сопровождающих материалах – в так называемом «подстрочнике», рассказывающем о наиболее важных творческих событиях и включающем сцены из ключевых спектаклей тех лет. Взаимоотношения героев портретной галереи откомментированы в развернутых аннотациях. Их творческие споры раскрыты через цитаты из писем, публикаций того времени и мемуаров. Авторы выставки особо выделяют сюжет «Мечты о России. Невозвращение блудного сына» как трагический рефрен Дягилевской истории. Два сюжета – «Петербург. Начало» и «Смерть в Венеции» – закольцовывают экспозицию: образы имперской столицы России и мистического города на воде перекликаются, замыкая круги жизни и судьбы Сергея Дягилева.

К выставке издан альбом-каталог на русском и английском языках. Автор заключительной статьи – Шенг Схейен, автор книги «Русские сезоны навсегда».

Автор идеи и куратор проекта — Наталья Метелица, директор СПбГМТиМИ

Партнеры и участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, ГМИРЛИ им. В. И. Даля, ГМЗ «Царское село», Дагестанский Музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Тульский историко-краеведческий областной музей, Смоленский государственный музей-заповедник, ЦВЗ «Манеж», Музей ИРЛИ РАН, Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, Российский национальный музей музыки, РГИА, KGallery.

Зарубежные партнеры: Национальный музей современного искусства – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей изящных искусств (Руан), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальная галерея современного искусства (Турин), Коллекция Отдела наследия CHANEL (Париж), Коллекция Иоанниса Контаксопулоса и Александра Прокопчука (Брюссель), частные коллекции.

Выставка проходит при поддержке: Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, ГМК «Норильский никель», Фонда Делзелла, Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге, Французского института и Посольства Франции в РФ, Фонда Михаила Баженова и компании Sennheiser.
Главный спонсор: Банк ВТБ (ПАО).

Посещение выставки организовано со всеми противоэпидемическими предосторожностями и ограничениями. Просим зрителей соблюдать требования Роспотребнадзора и, в частности, надевать маски и перчатки при входе в Шереметевский дворец – Музей музыки.

 

Купить билет

СОБЫТИЯ

Расписание событий можно посмотреть здесь

Ближайшее событие - 27 ЯНВАРЯ, 19.00 (онлайн). Дискуссия-марафон «Сергей Дягилев и networking»

ЭКСКУРСИИ

СРЕДА - 14:00, 16:00 и 18:00
ЧЕТВЕРГ - ПОНЕДЕЛЬНИК - 14:00 и 16:00

ВНИМАНИЕ: На экскурсии мы формируем группы до пяти человек.
Запись на индивидуальные и групповые экскурсии ведется по телефонам 272-44-41, 272-45-24. Билеты можно приобретать в кассах наших филиалов.

СТОИМОСТЬ:

Входные билеты без экскурсионного обслуживания для одиночных посетителей:

для взрослых  300 р.,
для пенсионеров  150 р.,
для учащихся высшей и средней школы  100р.,
для льготных категорий граждан (участники ВОВ, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", инвалиды 1 и 2 группы, военнослужащие срочной службы) - 100р.

  • Для членом многодетных семей Санкт-Петербурга героев Советского Союза, полных кавалеров ордена славы РФ, штатных сотрудников государственных музеев Российской Федерации; членов ИКОМ; сотрудников музеев, являющихся членами Союза музеев России; членов Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, детей членов Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (по соответствующим пропускам), групп детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей до 7 лет,  бесплатно.
  • В третий четверг каждого месяца для лиц до 18 лет и лиц, обучающихся по основных профессиональным образовательным программам  бесплатно

Билеты на выставку можно купить в кассе музея и на нашем сайте.

Купить билет

КОНТАКТЫ:

Адрес: набережная реки Фонтанки, 34
Справки, заявки на экскурсии и концерты: тел. 272-44-41, 272-45-24 (диспетчер, касса)
Научно-просветительский отдел: тел. 272-40-74, 272-32-73
Концертно-экскурсионный отдел: тел. 272-32-73, 272-40-74
fontannyydom34@mail.ru

TripAdvisor Россия
Вконтакте

А.Н. Бенуа
Портрет М. В. Добужинского.
Италия. Вилла дю Миди. 28 июня 1908.
Бумага, графитный карандаш, акварель  
(с) СПб музей театрального и музыкального искусства

 

 

 

 

 

В. И. Шухаев
Портрет Анны Павловой. 1922.
Бумага, сангина, уголь.
(с) СПб музей театрального и музыкального искусства           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ж. Кокто. Плакат с изображением Тамары Карсавиной. Бумага, цветная печать. 1911
(с) СПб музей театрального и музыкального искусства       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

А. Я. Головин
Портрет В. Э. Мейерхольда. Петроград. 1917.
Дерево, темпера.     
(с) СПб музей театрального и музыкального искусства
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пьер Боннар
Портрет Миси Годебской (Эдвардс, Серт). 1908.
Холст, масло
Музей Тиссена-Борнемисы
© Museo Nacional Thyssen-Bornemisza. Madrid

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  А. Я. Головин
Автопортрет. 1917.
Картон, темпера.
(с) KGallery