Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

В Шереметевском дворце открылась выставка о ленинградском рок-н-ролле

В Шереметевском дворце открылась выставка о ленинградском рок-н-ролле | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Основа выставки – фотографии рок-концертов и портреты музыкантов, сделанные Валентином Барановским. Известный фотограф, в молодости он работал в АПН, позднее – в Мариинском театре, снимал балет. Рок-музыка стала частью его жизни благодаря жене.


По словам Валентина, его увлечение роком началось с первого концерта «Машины времени» в «Юбилейном», куда их с женой провел Андрей Тропилло (несмотря на внушительные размеры дворца спорта, попасть на концерт было очень трудно). Но настоящее потрясение он испытал на концерте «Аквариума» в ДК Ленсовета:– Еще работая в газете «Ленинградский университет», где мне иногда разрешали писать о рок-музыке, я просила его фотографировать рок-музыкантов – мне ведь нужны были иллюстрации к материалам. И к кому же еще было обращаться, как не к собственному мужу , – рассказала Нина Барановская.

– Сильнейшие эмоции, ощущение свободы. Подобного я еще не видел. И после этого я начал снимать концерты в рок-клубе на Рубинштейна.

Кроме того, Барановские представили книгу, посвященную истории рок-клуба. Это два огромных фолианта с 800 фотографиями – летопись жизни музыкантов в Ленинграде 1980-х.

Купить ее пока нельзя: есть лишь несколько экземпляров, сделанных самими авторами в цифровом формате. Но те, кто придет в Шереметевский дворец, смогут увидеть на плазме перед входом в выставочные залы видеоролик, представляющий книгу полностью.

В посвященном Виктору Цою и Майку Науменко фильме «Лето» Кирилла Серебренникова, которого упрекали за неточности, на самом деле немало достоверного. И это не только совсем не гламурный и бесконечно прекрасный летний Ленинград, его почти пустые, просторные улицы, не испорченные рекламой и не загаженные бесчисленными припаркованными машинами. Но и детали, известные лишь свидетелям событий. Например, как подметил историк рок-музыки Артемий Троицкий, абсолютно верно показано поведение публики на концертах в рок-клубе: люди сидели чинно и тихо. Если кто-то вдруг попытался бы танцевать (как однажды сделал он сам), к нему бы тотчас подошли специально обученные люди и под локотки вывели вон.

Слушая Нину Барановскую, работавшую в рок-клубе (вернее, в Межсоюзном доме самодеятельного творчества, при котором подвизался рок-клуб) с весны 1985 года «литовщиком» текстов, я вспомнила героиню Юлии Ауг из фильма «Лето». Как она на свой страх и риск разрешает Виктору Цою выйти на сцену с песнями «Восьмиклассница» и «Бездельник»: «Допустим, что это сатира!».

 

Рок-н-ролл2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На встрече со зрителями Нина рассказала, что от нее зависело – будет ли исполнена песня на сцене или нет. Приходилось крутиться – с одной стороны, нельзя было пропустить явную крамолу, чтобы не подставить весь рок-клуб. С другой – не хотелось душить яркое, свежее и талантливое. Вот как удалось «протащить» одну из песен Бориса Гребенщикова:

– В советские годы нельзя было упоминать Христа, Будду, это считалось религиозной пропагандой. К примеру, у Гребенщикова в одном из текстов такие строки: «Будда в сердце, а бес в ребро». И я предложила Борису схитрить, выбрав созвучное слово. На бумаге фраза выглядела так: «Трудно в сердце, а бес в ребро». А со сцены Гребенщиков пел про Будду...

А вот песню Константина Кинчева «Мое поколение» залитовать было легче – он сам позаботился об этом, сделав эпиграфом посвящение: «Жертвам событий 13 мая в Филадельфии».

В книге вы не найдете полной информации об истории групп, биографии музыкантов, описания их альбомов и концертов.

– Все это можно прочитать в Интернете , – считает Нина. –  А эта книга о тех, кого помню и люблю. Текстов здесь немного, и все они не столько информационные, сколько эмоционально окрашенные. Основа книги – 800 фотографий. На мой взгляд, многие из них просто потрясающие. Валентин – действительно мастер репортажа, и в первую очередь мастер портрета – мгновенного проникновения в суть человека.

Музей театрального и музыкального искусства подготовил к выставке программу встреч и лекций.

Рок-журналист Артемий Троицкий на встрече с публикой напомнил: бытовало мнение о том, что рок-клуб, дескать, – детище КГБ.

– Вовсе не КГБ был инициатором создания Ленинградского рок-клуба. А ленинградские хиппи и их предводитель, ныне почти забытый Гена Зайцев , – рассказал он. –  В отличие от прочих хиппарей у него была организаторская жилка. Он писал бумаги, обивал пороги комсомольских, профсоюзных и прочих учреждений. И во многом благодаря его усилиям бюрократическая машина сдалась – Ленинградский рок-клуб был утвержден. А КГБ не стал препятствовать. Возможно, потому, что, собрав всех этих длинноволосых хиппи и музыкантов вместе, было легче не допускать антисоветских веяний, контролировать и отчасти направлять молодежь. Так, у ленинградских рокеров появилась своя «хата» на Рубинштейна, 13, где они могли не только регулярно собираться и общаться друг с другом, но и выступать перед публикой. Выступать, понятно, не за деньги, ведь официально это была художественная самодеятельность.

Но это были годы, когда о деньгах думали меньше всего. Работали в котельных, охране, дворниками. Это позволяло как-то жить и оставляло много свободного времени, которое посвящали музыке.

После перестройки, когда музыканты наконец-то получили возможность хорошо зарабатывать, эти беззаботность и легкость ушли. Словно кончилось лето, каникулы...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (6883) от 17.03.2021 под заголовком ««Трудно в сердце, бес в ребро...»».

Источник: В Шереметевском дворце открылась выставка о ленинградском рок-н-ролле