Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Наталья Метелица: «Дягилев стал подавать мне знаки»

Ваш музей проводит ежегодный фестиваль «Дягилев. Постскриптум» — у вас идут спектакли, полноценная театральная программа, что редкость для музеев. Как он возник? Кто вас вдохновил?

Вдохновил меня сам Сергей Павлович Дягилев. Для нас, студентов-театроведов, это была полузапретная фигура. Попав на работу в Театральный музей, я поняла, что есть очень интересный блок материалов Серебряного века, «Мира искусства», эскизы замечательных художников — сподвижников Сергея Павловича, есть архив Дирекции императорских театров. Дягилев стал подавать мне знаки: «Наталья, а мы тут еще, в общем, присутствуем давным-давно, еще до вашего прихода, мы уже здесь кое-что сделали и подумали». Вот эти письма, статьи, Зильберштейна двухтомник замечательный — собственно, это вообще начало начал дягилевоведения.

Когда в 2007–2008 годах в музей стали поступать запросы из Англии, Дании, Австралии на экспонаты для выставок в честь 100-летия «Русских сезонов», я предложила правительству города: «Послушайте, Дягилев — один из самых мощных брендов Петербурга. Кто открыл миру русское искусство так сильно, так мощно, как не он?!» И Валентина Ивановна Матвиенко, которая тогда была губернатором, услышала, дала задание на финансирование и стала почетным президентом фестиваля. За год мы эту программу придумали.

В 2020-м, в год коварного COVID-19, музей открыл свою программную выставку «В круге Дягилевом». Это наша самая главная выставка-посвящение. Мы рассказали о тех, кого Дягилев выбрал для сотрудничества. Это 135 ликов самых креативных людей европейской культуры, 20 лет работавших с ним. Лики, написанные Серовым и Бакстом, Пикассо и Мунком, де Кирико, Руссо, Челищевым. Безмолвные портреты были прокомментированы «подстрочником»: перепиской, высказываниями героев, полными восхищения и зависти. Этот «клубок страстей» был той субстанцией, которая помогала Дягилеву создавать его грандиозное предприятие.

Земля дыбом
Выставка «Земля дыбом» в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
 

В этом году у нас 13-й фестиваль. К сожалению, мы споткнулись об эту цифру. Я посмотрела, что же делал Дягилев в 1913 году. Фактически он уже готовился к отъезду, потому что грозила начаться Первая мировая, и он с труппой, боясь мобилизации, призыва своих юношей, которые составляли ее костяк, уехал и отсиделся в Испании. Был у нас прекрасно выстроен сюжет фестиваля 2022 года во славу 150-летия Сергея Павловича, но в определенное время все сломалось, и «Спящая красавица» Джона Ноймайера не доехала к нам, хотя мы должны были завершить ею оммаж нашему герою.

К каждому фестивалю вы делаете какую-то супервыставку. И нынешнюю «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева» тоже пришлось корректировать?

Сначала нам предложили итальянцы сделать выставку «Миф о Венеции». Вот Каналетто, вот Лонги, вот костюмы — и вообще поговорить о Венеции XVIII века, имя Казановы даже не упоминалось. И мы подумали: ну что ж, просто примем выставку итальянских партнеров. Я позвонила куратору Аркадию Ипполитову, потому что он у нас петербургский венецианец, пишет о Венеции много, любит ее, и он согласился войти в кураторскую группу. А когда все это навернулось и итальянцы отказались от выставки, машина уже была запущена.

Продолжение статьи читайте на сайте www.theartnewspaper.ru.

Источник: Наталья Метелица: «Дягилев стал подавать мне знаки»