Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

В круге Дягилевом. Лица и судьбы

В Шереметевском дворце в Петербурге открылась грандиозная международная выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». Ее куратор, директор Петербургского театрального музея Наталья Метелица совершила по нынешним временам настоящий подвиг, собрав впечатляющую экспозицию из 26 российских и зарубежных музеев, а также частных собраний. Об этой выставке и о судьбе Сергея Дягилева размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич.

Как ни странно, сохранилось не так много собственных портретов Сергея Павловича Дягилева. Похоже, он не особо любил фотографироваться и позировать художникам. Хотя вся его жизнь прошла под треск блицев репортеров в плотном окружении людей искусства. Селфи — не для него. По натуре он совсем не был Нарциссом. Хотя ему было важно выглядеть comme il faut. Фрак, монокль, белоснежный пластрон, лаковые туфли, дорогие духи… После его смерти, как выяснится, ничего и больше не осталось. Золотые запонки с горным хрусталем и початый флакон Рenhaligon’s Hammam Bouquet, из-за которых передрались прямо там же в номере у смертного ложа в отеле De Bains его «мальчики» Борис Кохно и Серж Лифарь. 

Но недавно открывшаяся выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» на самом деле вовсе не о дягилевском наследии, давно распроданном на аукционах, разобранном архивистами, многажды экспонированном в самых разных музеях и странах. И даже не столько о нем самом — его портретов и фото, повторяю, наперечет. Она о людях его поколения, его судьбы, его времени. О спутниках, более или менее постоянных, и временных, случайных, промелькнувших и быстро исчезнувших с его горизонта. 

Дягилев часто менял окружение. Уже при рождении он стал сиротой — мать вскоре после родов умерла. Да и прожил всю жизнь сиротой. Хотя имел двух братьев и много родни, и даже в мачехи ему досталась добрая женщина, с которой он, судя по сохранившимся письмам, был куда откровеннее, чем с отцом. Все знали, что Дягилев не переносил одиночества. И пользовались этим. Но при этом он всегда был один. Ни собственного дома. Никаких дач, мамушек, бабушек. Только старая нянька, запечатленная с ним вместе на знаменитом портрете Бакста. Жаль, что ей ни в каком виде не нашлось места на этой выставке. Как и преданному слуге Василию, тому самому, который, когда они отправились в Америку, по приказу хозяина целыми днями бил поклоны и молился на коленях о благополучном исходе путешествия. В юности ему нагадали, что он умрет «от воды». Он был мнительный и суеверный как старая дева. Всю жизнь боялся «воды». И только, когда Василий послушно бил поклоны у них в каюте, он мог позволить себе выйти прогуляться по палубе. Наверное, это и был самый первый, самый верный и самый главный круг Сергея Дягилева. Но кому интересны няньки и старые слуги? 

Полный текст статьи читайте на сайте журнала.  

Источник: В круге Дягилевом. Лица и судьбы