Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Анна Ласкина: «Музей – это нескучно»

Фестивали «Весь день – театр» и «Здесь и сейчас», постановки молодых театральных коллективов и встречи с популярными артистами. Театральный музей Петербурга давно воспринимается в городе и как особое сценическое пространство. Во многом это результат работы научно-просветительского отдела, заведующая которого Анна Ласкина в этом году номинирована на престижную театральную премию «Прорыв» как лучший менеджер за создание аудиоспектакля «Портрет». А совсем недавно в рамках выставки «НЭП: хлеба и зрелищ!» в музее состоялась премьера постановки «12 стульев. Фан-фикшн».

 

Анна Ласкина

 

– Анна, что такое «фан-фикшн», в чем главные особенности этой постановки?

– Этот жанр придумал наш режиссер Никита Славич. Часто фанаты книг сочиняют свои истории на темы любимых произведений. Например, в моем детстве успехом пользовались фанфики про Гарри Поттера. Это ли не подтверждение любви к автору и его героям? Так же поступили и мы в этом спектакле – драматург Глеб Колондо написал фантазию, в которой оживает Остап Бендер. Оживает он по конкретному поводу – спектакль создан в рамках выставки «НЭП: хлеба и зрелищ!», которая сейчас экспонируется в нашем музее. «12 стульев» – это лучший роман времен НЭПа, а «великий комбинатор» – идеальное воплощение этой эпохи.

Вообще-то персонажей в нашем спектакле два. Первый – Остап, которого играет Владимир Антипов, второй – Экскурсовод. В этой роли выступает научный сотрудник музея и, по совместительству, куратор выставки Ольга Краева. Но наш спектакль создается не только всеми этими людьми, он творится зрителями. Они участвуют в действии – отвечают на вопросы Остапа и выполняют его задания. Впрочем, за веселой маской ведущего игры «Что? Где? Когда?» скрывается грустное лицо Остапа – человека, который мечтает о чем-то большем…

– Вы номинированы на премию «Прорыв» за спектакль «Портрет». Что это за постановка, и как возникла ее идея?

– Лет пять назад я придумала фестиваль «Весь день – театр», приуроченный к Международному дню театра. Казалось бы, кому отмечать этот праздник, как не нашему музею, но почему-то никто об этом не задумывался. Название фестиваля говорит о том, что публика почти целый день проводит в музее – слушает лекции, присутствует на читках пьес современных драматургов, смотрит спектакли. После «Весь день – театр» появился фестиваль молодых театров «Здесь и сейчас». В Петербурге много талантливых молодых актеров и режиссеров. У них есть свои постановки, но нет площадок. У музея площадка есть – правда, не театральная и не очень оснащенная, но все же это лучше, чем ничего. Два года раз в месяц мы показывали спектакли молодых трупп, это был очень интересный опыт...

Когда мы осуществили эти проекты, я задумалась: было бы неплохо, если бы у музея был свой спектакль. А в перспективе – свой театр! 30 октября 2019 года такой спектакль появился. Никита Славич вместе с драматургом Александрой Сальниковой придумали историю о музее и его сотрудниках. Разных героев – и разные времена – связывает меценат, коллекционер и один из создателей нашего музея Левкий Жевержеев в исполнении всем известного Дмитрия Лысенкова.

– Анна, зачем зрителю смотреть спектакль в музее, а не в театре?

– Оба спектакля, о которых я рассказала, неотделимы от площадок, на которой они исполняются. Аудиоспектакль «Портрет» предполагает, что вы надели наушники, получили фонарик и дальше гуляете по затемненной экспозиции музея. «12 стульев» – вроде как продолжение выставки. В дальнейшем мы предполагаем связать спектакль с залом, рассказывающем о театре эпохи авангарда, но принцип останется тем же. Сейчас я мечтаю сделать спектакль о Дирекции императорских театров. Так сказать, приквел «Портрета». Ведь в здании нашего музея на Островского, 6, много десятилетий располагалась Дирекция императорских театров, тут вершились театральные (и не только театральные!) судьбы. Здесь увольняли из Дирекции Дягилева, Мейерхольд поступал на службу после громкого скандала с Комиссаржевской, Чайковский играл свою балетную музыку.

– А как вы выбираете творческие коллективы и спектакли для демонстрации на площадке музея?

– По своему образованию я театровед, а не продюсер. Хотя сейчас я больше занимаюсь продюсированием – придумываю проекты, продвигаю их, ищу партнеров. Но мое первое образование позволяет выбирать коллективы – наверное, благодаря большой насмотренности. Конечно, чаще всего я делаю выбор в пользу молодых.

Однажды мы показывали в музее спектакль «Мейерхольд» Романа Габриа. Когда Роман пришел в музей, то сразу понял: спектакль «не встанет» в нашем концертном зале. Мы с Романом идем по экспозиции, доходим до зала, посвященного авангарду. На стенах – эскизы к спектаклям Мейерхольда. В центре – большая конструкция, похожая на земной шар, по ней можно подниматься и спускаться. Роман говорит: «Будем играть здесь». Пришлось менять мизансцены, но это того стоило. Где еще, как не у нас, мог бы случится подобный эксперимент?...

Полный текст интервью читайте на сайте газеты "Санкт-Петербургские ведомости"

Источник: Анна Ласкина: «Музей – это нескучно»