В Шереметевском дворце – Музее музыки начал работу большой просветительский проект «Пять искушений Иоганна Фауста», включающий современную интерактивную выставку, а также множество спектаклей, концертов, дискуссий.
Экспозиция заняла четыре зала, она построена по принципу pro et contra. Зрителю с помощью множества самых разнообразных экспонатов предлагается подискутировать: кем же на самом деле был доктор Фауст – великим грешником или дерзновенным ученым, несчастным влюбленным или искусителем душ?
Разные образы
Так как выставка открыта в Музее музыки, именно она ее главный экспонат. За душу Фауста спорят, пожалуй, самые известные классические музыкально-театральные сюжеты. Опера Гуно «Фауст» – с оперой Бойто «Мефистофель», оратория Берлиоза «Осуждение Фауста» – с «Фауст-симфонией» Листа. Опусы XIX столетия находятся в диалоге с «Историей доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке.
Все музыкальные произведения трактуют образ главных героев драмы Гёте – Фауста, Маргариты и Мефистофеля – по-разному. На выставке можно узнать, что Ференц Лист считал свою «Фауст-симфонию» биографической.
«Ференц Лист не осуждает Фауста. Он подчеркивает его благородные стремления, горделивое мужество. У него Фауст – сомневающийся, любящий, стремящийся к познанию. Маргарита – это небесная чистота и невинность. На выставке ее образ представляет полотно «Молящаяся Богоматерь» с оригинала Пьетро Перуджино. Кстати, самого Листа современники воспринимали как натуру демоническую, особенно когда он садился за рояль и начинал играть. Видимо, об этом композитор и рассказывает в симфонии», – пояснила куратор выставки Елена Грумад.
Визуальная музыка
Стоит отметить, что гениальные музыкальные произведения в экспозиции визуализированы не менее великими живописными полотнами. Здесь представлены академические картины старых мастеров. В том числе экспонаты из Государственного Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии, музея-заповедника «Павловск». В диалог с ними вступает современное искусство – инсталляция «Фауст» Андрея Бартенева, кинетические объекты Инженерного театра «АХЕ».
На выставке представлено множество подлинных театральных афиш, эскизы декораций, костюмов. И подлинные вещи великих артистов и музыкантов. В частности, дирижерская палочка Гектора Берлиоза, которой он управлял оркестром во время исполнения «Осуждения Фауста» в Петербурге. Головной убор и туфли Федора Шаляпина для партии Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. А также несколько гравюр с образом главной героини этого музыкального произведения – Маргариты.
«Напомню, что опера Шарля Гуно не затрагивает философских проблем, которых множество в трагедии Иоганна фон Гёте. Она повествует историю любви Фауста и Маргариты. Причем образ Маргариты – центральный», – уточнила Елена Грумад.
В нескольких выставочных залах устроено полузакрытое пространство с экраном и наушниками. Организаторы назвали его «Частной территорией». Здесь можно посмотреть и послушать рассуждения о докторе Фаусте представителей разных культурных пластов – иерея Русской православной церкви Илии Макарова, философа Богдана Фауля, искусствоведа Ивана Чечота.