Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Общероссийский фестиваль «День Римского-Корсакова»: интервью с Лидией Адэр

«Культура Петербурга» пообщалась с Лидией Адэр — старшим научным сотрудником Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова.

– Фестиваль «День Римского-Корсакова» — в чём его суть?

– Фестиваль объединяет культурные организации по всей России с целью создания беспрецедентной акции: в день рождения великого композитора и три последующих дня в концертных и оперных залах будут звучать его сочинения, учёные будут обсуждать аспекты его творчества, музеи откроют выставки. Именно общими усилиями мы сможем не только повысить популярность сочинений Римского-Корсакова среди публики, но и привлечь внимание к его жизни, творческой и просветительской деятельности. Наша цель — сделать его музыку узнаваемой, привлечь молодое поколение зрителей.

– Первый фестиваль был проведён два года назад. Как появилась идея Дня Римского-Корсакова?

– 2019 год был отмечен 175-летием со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова. Несколько лет подряд до этого пытались обратить внимание высших культурных организаций на грядущий юбилей и выступали с инициативой сделать 2019-й Годом Н. А. Римского-Корсакова. Однако настал 2019 год, и мы поняли, что обратить внимание на это важное событие мы можем, только рассчитывая на свои силы. Тогда-то и родилось понимание необходимости масштабирования акции и выхода за пределы пяти филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Общегородская акция состоялась 25 мая и собрала больше 10000 человек зрителей. Мероприятия проходили в музыкальных пространствах города, связанных с жизнью и творчеством композитора. Под открытым небом на Театральной площади у памятника Римскому-Корсакову, во дворах Капеллы, на площади Искусств и в Летнем саду целый день выступали лучшие музыканты России. В фестивале одного дня приняли участие государственные и частные музеи Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей, а также крупные концертные организации.

– В фестивале принимают участие оперные театры, музеи, филармонии, учебные заведения Санкт-Петербурга, Ленинградской области (Тихвин), Москвы, Московской области (Клин), Пскова, Псковской области (Любенск, Вечаша), Костромы, Томска, Ставропольского края (Кисловодск), Самарской области (Тольятти), Республики Башкортостан (Стерлитамак), Республики Удмуртия (Воткинск). Размах огромен! В чём заключается Ваша работа как художественного руководителя? Кто Вам помогает?

– За последние 9 месяцев было написано более 100 обращений в филармонии и оперные театры страны с целью привлечения внимания к акции в честь Римского-Корсакова. Мы гордимся тем, что участниками фестиваля стали столь разнообразные организации, выдающиеся коллективы, артисты, художественные руководители, откликнувшиеся на наш призыв. Мне, как художественному руководителю, было интересно не только спланировать наши петербургские активности, но и поработать с крупными партнёрами по всей России. Этот тандем станет прекрасным опытом объединения усилий и заложит мощную творческую платформу для будущих проектов.

Сердце фестиваля — Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова и все его сотрудники, возглавляемые заведующей Ниной Костенко. В организации фестиваля помогала старший администратор музея Анастасия Авдеева. На самой важной финальной стадии организации фестиваля к команде присоединились все силы нашего музея: сотрудники Отдела развития, координирующие потоки СМИ и ресурсы социальных сетей — Ирина Ярославцева, Ольга Комок, Наталья Ромащенко, Елена Мырзина. Проведение фестиваля было бы невозможным без всесторонней поддержки директора СПбГМТиМИ Натальи Ивановны Метелицы.

– По какому принципу искали и отбирали партнёров? Все эти учреждения тоже связаны с Римским-Корсаковым?

Два года назад мы старались выдержать строгую линию связей, «систему рукопожатий». В этом году мы отказались от этой идеи в пользу расширения географии и сетевых партнёрств. Однако сложившийся в 2019 году костяк участников, связанных с творчеством композитора, не только укрепился, но и расширился.

– Почему для создания онлайн-выставки ограничились темой «Снегурочка»? У Римского-Корсакова есть и другие яркие персонажи из опер «Садко», «Моцарт и Сальери», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане».

– В этом году исполняется 140 лет со дня создания оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». И, не сговариваясь, два наших ключевых партнёра — Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине и Музей-усадьба Н. А. Римского-Корсакова в Вечаше — подготовили к фестивалю выставки, посвящённые этой опере. А онлайн-проект выставки вышел за пределы «Снегурочки» Римского-Корсакова, включив также и «Снегурочку» Чайковского. Безусловно, другие оперы не останутся в стороне. К слову говоря, заведующая Мемориальным музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова Нина Костенко в минувшее пятилетие представила в музее полный оперный цикл из 10 выставок, где впервые были показаны сокровища Театрального музея — эскизы к костюмам, эскизы и макеты декораций и сами костюмы исторических постановок творений Римского-Корсакова.

– Выставка будет представлять собой аудиовизуальное путешествие и будет включать в себя видео- и анимационные решения. Известно, что Римский-Корсаков был синестетиком в музыке, то есть обладал «цветным слухом», и музыкальные звуки вызывали у него цветовые ассоциации. Ля мажор соответствовал розовому цвету, ми мажор — синему, фа мажор — зелёному и так далее... Его тесная связь с цветным слухом будет учтена и выражена через аудиовизуальное решение онлайн-выставки «Снегурочка»?

– Тема «цветного слуха» — обширна и во многом ещё не изучена. У Римского-Корсакова сочетания цвета и звука никогда не были догмой, а свой творческий метод он называл «звукописью». Тем не менее, теме синестезии в музыке в Музее-квартире посвящены два мультимедийных объекта («Световой орган» и «Калейдоскопы»). Над другими объектами мы работаем в этом году и готовим их открытие. В данной выставке, не ограничивающейся музыкальным прочтением исключительно героя нашего фестиваля, мы не акцентируем внимание на синестезии исключительно, однако отдельные эксперименты там будут присутствовать.

– На какой уровень знаний посетителя рассчитан фестиваль? Найдется ли на нём место дилетанту и знатоку одновременно?

– Программа мероприятий столь обширна, что здесь любой найдёт себе интересное мероприятие. Так, фольклорный праздник в Летнем саду соберёт семейную аудиторию, музыкальными сказками морского офицера поделится Стерлитамакское государственное театрально-концертное объединение. Молодёжь мы ждем на интеллектуальные игры в формате квиза и специальные экскурсии, а обширная концертная программа по всей России соберёт зрителей самых разных возрастов.

– Правильно ли понимаем, что Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова в 2021 году отмечает 50-летие? Можем ли мы считать, что этот фестиваль — это и есть грандиозное празднование дня рождения музея? Или день рождения музея будет отмечаться как-то отдельно?

– Фестиваль даст грандиозный старт программе года, включающей создание новых интерактивных музыкальных объектов в музее, подготовку выставки «Хрупкое прошлое» с изданием альбома-каталога исторических фотографий, а завершится 15 декабря музейными чтениями и праздничным концертом при участии звёзд ведущих оперных театров России.

– А чем Вы занимаетесь как старший научный сотрудник Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова? Что входит в Ваш функционал помимо фестиваля?

– За время работы в Музее при поддержке дирекции и коллег мне удалось организовать 12 международных конференций и симпозиумов, в которых приняли участие более 240 ученых из 22 стран. С 2009 года проходили культурно-просветительские проекты — «Н. А. Римский-Корсаков и ученики», «TAX FREE: Молодые композиторы. XXI век», «Игры в классику», международный фестиваль «Мир звука» (2012—2014), фестиваль «Диджей Римский», «Рок в Музее», «Мода в Музее», курс семинаров «Менеджмент в сфере культуры и искусства», межмузейный проект «Малыши в музее».

В 2016 году мне посчастливилось стать куратором проекта визуального оформления входной зоны музея в рамках Петербургской биеннале музейного дизайна «Форма» Фонда «ПРО АРТЕ», а в 2018 году завершить проект создания мультимедийной экспозиции в Музее. В неё вошло пять специально разработанных на основе творчества Н. А. Римского-Корсакова мультимедийных объектов, зоны прослушивания и экспозиционная часть, созданные при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В 2021 году ведётся работа по созданию мультимедийного проекта для входной зоны, а также «Звуковой лестницы» совместно с ИТМО. Наши проекты дважды становились финалистами главного музейного конкурса «Музейный олимп» (2018, 2019).

– Вы работаете сотрудником Музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова, организовываете фестивали его имени по своей инициативе. А жизнь за пределами Римского-Корсакова существует? Вы чем-то ещё занимаетесь?

– В 2013 году я защитила кандидатскую диссертацию, поэтому обширная часть моей деятельности связана и с научной работой. Это более 40 статей на 5 языках (русский, польский, английский, немецкий, испанский) по темам советской и современной музыки, микротоновых поисков, творчества Н. А. Римского-Корсакова и его внука — Г. М. Римского-Корсакова, авангард и футуризм. В качестве редактора выпущено 8 книг, среди которых три сборника статей, посвящённых Н. А. Римскому-Корсакову («Год за годом. Римский-Корсаков — 175» (2019), «Триумф русской музыки — окно в мир» (2016), «Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе» (2010).

Для меня честью было работать с моим научным руководителем — профессором Л. Г. Ковнацкой — над несколькими крупными проектами, среди которых можно выделить трёхтомник «Шостакович в Ленинградской консерватории» (2013), получивший звание «Книга года — 2013» (газета «Музыкальное обозрение»).

Как приглашённому лектору мне часто приходится выступать на конференциях, симпозиумах с лекциями, докладами в университетах России, США, Мексики, Франции, Италии, Германии, Великобритании, Литвы, Финляндии, Словении, Белоруссии и др. стран.

Под эгидой Международного музыковедческого общества (IMS) вместе с коллегами по Центру современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ» — Е. В. Забайрачной и Н. А. Колесовой — был организован международный музыковедческий конкурс (Литва, г. Вильнюс, 2013). Вместе с ними мы сделали не один благотворительный некоммерческий проект, привлекая современных музыкантов, художников, танцоров, проектируя программы для таких крупных организаций, как Мариинский театр, Большой зал Филармонии, Санкт-Петербургская академическая капелла и многих других.

Источник: Общероссийский фестиваль «День Римского-Корсакова»: интервью с Лидией Адэр