Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Коллекция музыкальных инструментов Шереметевского дворца

В основе экспозиции лежит первое крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов. Появилось оно в конце XIX века благодаря барону Константину Штакельбергу — начальнику придворного оркестра Александра III.

В музыкальную коллекцию Шереметевского дворца входят инструменты разных видов, эпох и регионов. Здесь можно увидеть необычную хрустальную флейту, редкие барочные образцы, предметы из коллекций российских императоров и знаменитых композиторов. Экспонаты размещены на обоих этажах дворца и объединяются в тематические коллекции. 

А самым интересным музыкальным инструментам и их историям посвящен отдельный сайт — на нём рассказываем про виолончель Николая II, роговой оркестр и голубиную дудочку.

Экспозиции:


Инструменты народов мира

Этнические инструменты знакомят зрителя с музыкальной культурой многих народов мира. Предметы сочетают в себе уникальные национальные черты музицирования и мотивы, объединяющие все народы Земного шара.

После интродукции «От свистульки до органа», которая является введением в мир музыкальных инструментов, посетители попадают в тематические комплексы. В этом году пока только в зал «Русские народные инструменты», а в перспективе ближайших лет — в ирано-персидские, китайские, индийские, африканские, японские и другие этнические инструменты.


Музыкальные инструменты Античности

В Этрусской гостиной представлена коллекция музыкальных инструментов Древней Греции и Древнего Рима. Их реконструировали в конце XIX века под руководством Виктора Маийона и преподнесли в подарок барону К. К. Штакельбергу для Императорского музея. Экспозиция с авлосами, лирами, кифарами, рогами и букцинами, сопровождается аудиозаписями XXI века, которые воссоздают звучание античных инструментов в соответствии с представлениями современной науки и исполнительской практики.


Барочный оркестр

Музей музыки содержит ценнейшее собрание западноевропейских инструментов XVII-XVIII веков. В экспозиции представлено около 150 инструментов эпохи барокко — самые сохранные, эффектные и значительные с музыкально-исторической точки зрения экспонаты. 

Основная цель экспозиции — показать этот мир в его разнообразии и красоте. В собрании представлены инструменты знаменитых барочных мастеров — Амати, Тильке, Оттетера, Тромлица, Деннера и других. Рядом с этими выдающимися работами выставлены инструменты неизвестных авторов и необычных конструкций, не менее важные для понимания особенностей музыки эпохи барокко.

А ещё в коллекции есть игровая инсталляция, с помощью которой можно собрать свой барочный оркестр.


Музыкальный салон графов Шереметевых

Именно здесь в первой половине XIX века в домашних концертах выступали Ференц лист и Гектор Берлиоз, выдающиеся певцы Полина Виардо, Генриетта Зонтаг и Джованни Баттиста Рубини, пианисты Сигизмунд Тальберг и Теодор Дёлер, петербургские композиторы Михаил Виельгорский, Алексей Львов и Михаил Глинка.

О музыкальных собраниях повествуют виртуальный альбом «Гости музыкальных салонов», скрипка и рояль Михаила Глинки, полный струнный квартет. В исполнении именно этого квартета записаны и звучат в экспозиции произведения М. Глинки, Л. Бетховена, Й. Гайдна. В зале также можно послушать популярные романсы и оперные арии, которые посетители музыкальных гостиных 1840-х годов переписывали в свои нотные альбомы.


Кабинет Александра Глазунова

Парижский кабинет Александра Глазунова реконструирован в приближении к сохранившимся фотографиям. Прославленный композитор, педагог, ректор Ленинградской консерватории уехал из СССР в 1928 году. Обстановка и архив его парижской квартиры, бережно сохраненные приемной дочерью Еленой Глазуновой, были переданы в дар Музею театрального и музыкального искусства в 2003 году. Подлинная мебель, кабинетный рояль, афиши и программы концертных выступлений композитора и его дочери, редкие рисунки, рукописи и документы воссоздают кабинет Александра Глазунова, каким он был при жизни композитора. 

Для посетителей музея в зале звучит рояль Глазунова, на котором исполнены произведения самого композитора, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.


Симфонический оркестр

Мультимедийная экспозиция наглядно и доступно рассказывает о главном европейском музыкальном инструменте – симфоническом оркестре – от его рождения до полного расцвета в середине XX века. 

Мультимедийная программа познакомит посетителей со строением, особенностями игры и историей музыкальных инструментов, с именами отечественных и зарубежных мастеров, о сложной профессии дирижера, о постепенном увеличении количества музыкальных инструментов в симфоническом оркестре и о том, как те или иные инструменты используются композиторами при создании музыкальных образов.


Зал Мравинского

На экспозиции представлены раритеты: избранные партитуры из его архива с многочисленными дирижерскими пометами. Любимые авторы Мравинского — Шостакович, Чайковский, Бетховен, Прокофьев, Вагнер, Стравинский — а также предметы символизирующие пространство личной жизни дирижера.

С февраля 2024 года в экспозиции представлен арт-объект «Дирижерский пульт Евгения Мравинского». AR-инсталляция, основанная на музейных, архивных и вновь выявленных материалах, позволяет глубже познакомиться с жизнью и творчеством маэстро. В дополненной реальности представлены записи интервью дирижера и артистов его оркестра, комментарии современников Евгения Александровича. Перед посетителями предстанет хроника, на которой Мравинский запечатлён на репетициях и на концертах.