Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Цикл «Арфа во дворце»

Арфа – один из самых удивительных и чарующих музыкальных инструментов.

 

История арфы невероятна богата своей глубиной и разнообразием: многие слышали легенду о первобытном человеке, который сам того не зная, стал её изобретателем. На охоте он натянул тетиву лука, отпустил её и пришел в восторг от услышанного звука. Натягивая струну за струной, он не переставал восхищаться издаваемыми инструментом созвучиями – так появился прототип всеми нами любимой современной арфы, который впоследствии проявился в большинстве древних цивилизаций: Древней Греции, Египте, Месопотамии, Индии, Китае и т.д.

Начиная с VIII века в Европе, на арфе играли бродячие музыканты, так как инструмент был легкий для транспортировки и служил компактным аккомпанементом для выступлений. В XV-XVII веках появляются крупногабаритные напольные арфы. В середине XVII века в Австрии изобрели механическое приспособление, которое позволило музыкантам менять звуки, издаваемые инструментом, на один тон. А уже педали, сильнее расширившие диапазон музыкального инструмента, были изобретены Якобом Хохбрукером в 1720-м году. Сначала педалей было семь, позже – четырнадцать. Прототип современной арфы был создан Себастьяном Эраром в 1810 году. Он модернизировал механизм Хохбрукера и запатентовал арфу с двумя педалями, на которой музыканты играют и сегодня. В XVIII веке арфа появляется в России, мгновенно получая широкое распространение среди аристократов. Петербургский Институт благородных девиц становится основоположником игры на арфе, прославляя инструмент как для публичных выступлений, так и для камерного музицирования.

В стенах Фонтанного дома звуки этого инструмента звучали, начиная с его основания в середине XVIII столетия. Среди исполнителей на нём была знаменитая русская Золушка Прасковья Жемчугова-Ковалёва графиня Шереметева.

В 2018 году к 250 летнему юбилею Прасковьи Жемчуговой нашему музею был преподнесен уникальный подарок фирмой Resonance Harps – арфа невероятной красоты и удивительного звучания.

Resonance Harps возобновила арфовое производство Фабрика музыкальных инструментов имени А.В.Луначарского в Ленинграде (Санкт-Петербурге), на которой сразу после Великой Отечественной Войны был организован серийный выпуск нескольких моделей педальных арф. Фактически, это была первая арфовая фабрика в послевоенной Европе.

На концертах цикла, помимо красивого исполнения классических произведений русских и зарубежных композиторов, мы услышим все богатство тембрового звучания, этого удивительного и красивого инструмента, а также станем свидетелями презентаций новых инструментов, предоставленные фирмой Resonance Harps.

Концерты в рамках цикла: 

7 октября в 17:00 | Чарующие струны

Шереметевский дворец вновь откроет свои двери для удивительного инструмента – арфы, чарующее звучание которого раскроют юные таланты и именитые исполнители победители и лауреаты международных конкурсов: Маргарита Клепацкая, Ева Чижевская, Мария Бондаренко, Варвара Бовина, Ксения Кочергина, Станислава Белова, Диана Седова, все они ученики Лауреата премии Правительства Москвы Надежды Сергеевой.

Учащиеся класса принимают участие в престижных музыкальных конкурсах, становясь победителями, выступают с концертными программами в сопровождении симфонических оркестров в Москве и регионах России, дают сольные концерты.

Последними яркими событиями класса стали выступления Станиславы Беловой в сопровождении камерного оркестра «Illuminae» под управлением дирижера Хоанг Вам Ча Ми в Государственном историческом музее на Красной площади, Дианы Седовой с симфоническим оркестром Нижегородской академической филармонии им. М. Ростроповича под управлением Владимира Добровольского в Кремлевском зале, Гран-при в Московском международном конкурсе музыкантов «Волшебная лира» Ксении Кочергиной и победа Варвары Бовиной в масштабном конкурсе на Грант Мэра Москвы.

В концерте прозвучат произведения И.С. Баха, А. Цабеля, К. Дебюсси, В. Ханникайнена, Г. Ренье, Ф. Годефруа, Ж.-Б. Кардона, Р. Глиэра, П.И. Чайковского.

Партия фортепиано - лауреат международных конкурсов Лилия Шувалова.

 

11 ноября в 17:00 |   Нордическая изысканность

Представляем вашему вниманию уникальный концерт, звучание необычных инструментов в интерьере дворца и музыка разных времён. Надо отметить, что в коллекции, расположенной в нашем музее можно встретить и никельхарпу, и хардингфель, а вот услышать их звучание – это большая редкость, особенно в исполнении хрупких красавиц. In Duo — это эксперимент по объединению струн разных стран. Музыканты экспериментируют со звучанием старинной музыки, музыки Барокко, инструментальной фолк-музыки разных стран Европы.

Ульяна Рейнгольд, одна из немногих российских музыкантов, владеющих техникой игры на никельхарпе (шведской клавишной скрипке) и хардингфеле (норвежской восьмиструнной скрипке).

Ольга Пацук (кельтская арфа), основатель Московской школы кельтской арфы, руководитель Moscow Harp Orchestra.