Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

В Театральном музее открылась выставка «Весь Бакст»

В Театральном музее открылась выставка «Весь Бакст из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства». К экспозиции своей коллекции театральных работ Леона (Льва Самойловича) Бакста музей шел долгие годы. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах в Москве, Риге, Минске, а теперь вернулись домой. Театральный музей, наконец-то, представляет свое собрание шедевров Бакста во всей полноте.

Елена Грушвицкая, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, куратор выставки: «Название нашей выставки может показаться смелым, но оно вполне корректное. Обратите внимание, это не просто два слова «Весь Бакст», а «Весь Бакст из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства». А наше собрание – одно из самых крупных, оно позволяет составить полноценную монографию знаменитого художника только по собственным материалам. Мы храним десятки театральных эскизов Бакста – от самых ранних (к спектаклю «Сердце маркизы» 1902 года) до самых поздних («Спящая принцесса» 1921 года). У нас к тому же есть подлинные костюмы, сшитые по его эскизам, аутентичные макеты декораций, редкие фотографии. Юбилей художника мы отпраздновали, отправляя свои драгоценности на выставки коллег, а теперь можем сами ими насладиться в спокойной обстановке. Ведь о великих стоит помнить не только ради круглых дат».

На выставке впервые представлены эскизы к самой ранней работе Леона Бакста для Императорских театров – спектаклю «Сердце маркизы» 1902 года. Елена Грушвицкая: «Готовясь к выставке в Минске, мы сделали искусствоведческое открытие. Долгое время считалось, что в Театральном музее хранятся копии эскизов к балету-пантомиме «Сердце маркизы». Дело в том, что раньше соблюдалось правило: эскизы к спектаклю, созданному на императорской сцене, оставались в Дирекции императорских театров. Бакст, знавший цену своим работам, старался менять эскизы на копии. Это получилось и в случае с «Сердцем маркизы», его самой первой работой в театре, выпущенной на сцене Эрмитажного театра. Выяснилось, что у нас хранятся все-таки подлинники, а в библиотеку Дирекции императорских театров были отданы копии. В России эти листы мы выставляем впервые».

Отдельного внимания заслуживают знаменитые эскизы костюмов к балету «Нарцисс» (1911). Ни одна выставка, посвященная дягилевским «Русским сезонам», не обходится без этих изысканных рисунков, демонстрирующих костюмы в вихревом движении танца. На выставке представлено самое полное их собрание, которое хранится в фондах Театрального музея. Несколько лет назад музейные фонды пополнились целым рядом шедевров Бакста из знаменитой коллекции Лобановых-Ростовских: изысканный эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн (1908), так называемая «Баядерка с павлином» из балета Михаила Фокина «Синий бог» (1912), а также изумительная серия рисунков к последней работе для Сергея Дягилева (и одна из последних работ Бакста в театре) «Спящая принцесса» по мотивам балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1921–1922). Этикетки подробно повествуют, откуда и когда пришли в музей выставленные работы. Эта редкая для выставок практика формирует особый захватывающий сюжет о путешествиях драгоценных экспонатов во времени и пространстве. Подробнее этот сюжет раскроется в цикле специальных экскурсий по выставке, который стартует 13 мая.