Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Словарь выставки «ГИК № 1. Дело агента Сапфир»

В Театральном музее продолжает работу выставка «ГИК №1. Дело агента Сапфир», которая посвящена ранее не известным страницам истории формирования коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Выставка раскрывает необычную судьбу коллекции Ивана Федоровича Манасевича-Мануйлова — собрания, которое «исчезло» почти на столетие и долгое время было скрыто под другим именем. Эта коллекция как будто вторит биографии своего владельца, полной авантюрно-детективных сюжетов. История коллекции, раскрытая лишь недавно, тесно связана с начальными страницами истории нашего музея, а также с послереволюционным периодом в истории Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки.

Фото


Изучив огромное количество информации и артефактов, кураторы проекта выбрали самые интересные термины, связанные с историей России начала 20 века, которые вас удивят или рассмешат. 

Чтобы еще больше окунуться в атмосферу того времени, не пропустите кураторские экскурсии и лекции в рамках выставки.


А. Б. В.;  И. М.; М—в, Маска; Репортер — некоторые из псевдонимов Ивана Федоровича Манасевича-Мануйлова, под которыми он помещал свои статьи в газетах и журналах, а также выступал в качестве драматического писателя и переводчика.
 

БРИК-А-БРАК (фр. Bric-à-brac) — собрание редкостей, предметов искусства; в другом значении — хлам, подержанные вещи, безделушки. В 1917 г. газетный хроникер, освещая судебный процесс над Манасевичем-Мануйловым, сообщал: «Сам герой процесса, Иван Федорович, как его благожелательно называют его друзья-свидетели, а иногда и сам прокурор, считается в своей среде большим знатоком художественного bric-à-brac. У него даже нечто вроде маленького театрального музея, составляющего его гордость».


ГИК — главная инвентарная книга в музее, основной учетный документ, куда под порядковыми номерами вписываются все поступающие предметы. Самая первая запись в инвентарной книге Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства, ГИК № 1 — запись о коллекции И. Ф. Манасевича-Мануйлова, которая поступила в музей в 1919 году от его гражданской жены Н. А. Доренговской.


ДПЗ, ПРЕДВАРИЛОВКА, ШПАЛЕРКА, ШПАЛЕРНАЯ ТЮРЬМА — Дом предварительного заключения в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице, 25. Первая в России следственная тюрьма, открытая в 1875 г., где до революции содержались, многие участники революционного движения. Здание тюрьмы соединялось с находившимся по соседству Окружным судом. В феврале 1917-го по окончании судебного процесса сюда был помещен И. Ф. Манасевич-Мануйлов. В тюремной камере он провел всего десять дней: 27 февраля вместе с другими заключенными был освобожден восставшим народом.


КОНТРРАЗВЕДКА — деятельность специальных служб и подразделений по выявлению и пресечению разведывательной (шпионской) деятельности других государств. И. Ф. Манасевич-Мануйлов активно участвовал в становлении русской контр-разведки. В 1904 г. он возглавил Отделение по розыску о международном шпионстве (в составе Особого отдела Департамента полиции МВД). Деятельность отделения была весьма успешной. Благодаря созданию агентурной сети в Петербурге, а также при миссиях за границей, в том числе — при японских миссиях в Гааге, Лондоне и Париже, отделению Мануйлова удалось добыть иностранные дипломатические шифры многих стран, включая китайский и японский, получить доступ к переписке послов Японии и к сведениям целого ряда иностранных миссий, находившихся в Европе.


ОХРАНКА — название подразделений Департамента полиции Министерства внутренних дел Российской империи, занимавшихся политическим сыском. Задачей этих отделений был розыск по политическим делам, осуществляемый через секретную агентуру и филерское наблюдение. И. Ф. Манасевич-Мануйлов сотрудничал с Департаментом полиции в течение длительного времени, начав карьеру на этом поприще в качестве агента охранки. В 1906 г. был уволен — по собственному признанию Мануйлова, «с клеймом охранника, имея против себя общественное мнение, столь не терпящее все сопричастное к политическому розыску…»


РОКАМБОЛЬ — персонаж цикла авантюрных романов французского писателя Понсона дю Террайля (1829–1871), первый литературный «супергерой», чрезвычайно популярный не только в Европе, но и в России. Его имя быстро сделалось нарицательным для обозначения разного рода авантюристов, аферистов, непотопляемых героев захватывающих приключений. Самым известным «русским Рокамболем» стал Иван Федорович Манасевич-Мануйлов. Посвященная ему книга К. Бецкого и П. Щеголева, вышедшая впервые в 1925 г., так и называлась: «Русский Рокамболь (Приключения И. Ф. Манасевича-Мануйлова)».


СЕКСОТ — секретный агент, сотрудник охранного отделения Департамента полиции. В задачу секретных сотрудников входило негласное наблюдение за политически неблагонадежными представителями общества, сообщение сведений о них, а также внедрение в состав революционных организаций. Секретные агенты не состояли в штате охранки, выполняя доверенные им поручения, тайно, секретно. После 1917 г., с повсеместным распространением аббревиатур и сокращений слов, секретных сотрудников и осведомителей стали именовать «сексотами». И. Ф. Манасевич, сотрудничая с Департаментом полиции и Петербургским охранным отделением, практически всю свою деятельность осуществлял в качестве агента, секретного сотрудника.


ФАРС — популярная на рубеже 19–20 вв. легкая комедия-водевиль, с занимательной интригой, комическими ситуациями, зачастую карикатурно обрисованными характерами, иногда грубоватого содержания. Именно фарсам отдавал предпочтение Манасевич-Мануйлов – драматический писатель и переводчик. Его перу принадлежат переводы и переделки ряда французских фарсов и комедий (выполненные, как правило, в соавторстве с Б. И. Бентовиным).


ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СЛЕДСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, ЧСК — учреждена в марте 1917 г. после Февральской революции. Комиссия расследовала деятельность бывших министров и прочих высших должностных лиц царской России. Арестованные представители старого режима содержались в Петропавловской крепости, среди них в одной из камер тюрьмы Трубецкого бастиона находился И. Ф. Манасевич-Мануйлов. По материалам допросов и показаний, данных в Комиссии, составлялись стенографические отчеты; для их редактирования был приглашен поэт Александр Блок. В одном из писем к матери в мае 1917 г. Блок пишет, что прочитал телеграмму Николая II «чтобы прекратить дело Манасевича-Мануйлова». Дело Мануйлова поначалу пытались замять, так как императрица Александра Федоровна опасалась, что на суде всплывет имя Распутина, с которым Манасевич-Мануйлов был тесно связан.

Галерея