Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Состоялось торжественное открытие выставки «Октябрем по театру: 1917–1927»

Октябрем по театруВ Шереметевском дворце – Музее музыки открылась выставка «Октябрем по театру: 1917–1927», посвященная первым 10 годам революции на петроградской-ленинградской театральной сцене.

Точкой отсчета экспозиции служат многочисленные фотографии площадных действ первых лет революции. В те годы главные театральные эксперименты разворачивались на улицах города. В массовых действах родился невиданный ранее персонаж – класс, толпа. Тысячи красноармейцев, в едином порыве штурмующие Зимний дворец, воспринимались как единое действующее лицо. 80 тысяч зрителей запоминали не реальные события 25 октября 1917 года, а героически-пропагандистский эпос по их мотивам – так рождалась советская мифология.

Собственно театральный репертуар первых лет советской власти был крайне разнообразен. Агитация и пропаганда нового советского образа жизни были непременным условием любой постановки: так «Тоска» Пуччини становилась оперой «В борьбе за коммуну» (1924), гоголевская классика обретала эксцентрические формы («Женитьба» Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, 1922) или вовсе рассыпалась на фрагменты, переложенные лозунгами («Ревизор» И. Г. Терентьева). Едва ли не все художники русского авангарда активно участвовали в поисках нового театрального языка: эскизы декораций и костюмов Григория Козинцева (не только режиссера, но и профессионального художника), Леонида Чупятова, Моисея Левина, Владимира Дмитриева, Артура Ляндсберга и Николая Евграфова и др. создают «плоть» выставки, дают представление об удивительно оптимистичном – и ужасающе коротком – периоде русской истории, когда пути русского художественно-театрального авангарда и молодого государства совпали.

Далеко не все представленные на выставке спектакли были удачными, вернее даже – почти все они провалились. Как о провале пишут в исторических исследованиях и о «синтетическом представлении» по поэме Маяковского «Хорошо!»: постановка готовилась в Малом оперном театре к 10-летнему юбилею революции под названием «25». Музейная реконструкция спектакля дает объемное – и отнюдь не однозначное – представление об этом невероятном сценическом эксперименте. Именно к такому – многосложному и неоднозначному – восприятию сложного периода в отечественной истории и стремились создатели выставки: кураторы, научные сотрудники Фондов СПбГМТиМИ Елена Федосова и Ольга Краева, художник Вадим Тугеев, продюсер Галина Пальчик, сотрудники Фондов СПбГМТиМИ Наталья Бандурович, Дарья Рыбакова, Людмила Денисова.

Экскурсии с куратором и лекции ведущих петербургских театроведов помогут понять, каковы истоки удивительного альянса художников и новой власти, в чем обаяние революционного театра и почему «Театральный Октябрь» ждал неминуемый крах. 

Расписание лекций (купить билеты на лекцию):

10 декабря, воскресенье, 12.00: Елена Горфункель. «Советский театр к десятилетию Октября».

24 декабря, среда, 19.00: Любовь Овэс. «Моисей Левин (1896–1946). Театр и судьба»

Октябрем по театру

Октябрем по театру

Октябрем по театру

Октябрем по театру

Октябрем по театру