Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Презентация новых залов постоянной экспозиции Музея музыки

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства планомерно движется к созданию полноценного Музея музыки в уникальной усадьбе XVIII века в центре Петербурга. Нынешние обитатели Фонтанного дома графов Шереметевых – уникальные экспонаты одной из крупнейших в мире коллекций музыкальных инструментов, которую хранит Музей, – становятся главными действующими лицами Шереметевского дворца. Современные мультимедийные методы экспонирования выводят инструменты на авансцену и позволяют им звучать. В 2019 году были открыт флагманский раздел экспозиции «Инструменты симфонического оркестра». 

С 21 февраля 2020 года для широкой публики открыты три новых зала постоянной экспозиции и три ярких сюжета: «Музыкальный салон графов Шереметевых», «Древняя Греция в представлении XIX века», «Парижский кабинет Александра Глазунова».

Музыкальный салон графов Шереметевых расположился в Желтой гостиной парадной анфилады дворцовых залов: именно здесь в первой половине XIX века в домашних концертах выступали Ференц лист и Гектор Берлиоз, выдающиеся певцы Полина Виардо, Генриетта Зонтаг и Джованни Баттиста Рубини, пианисты Сигизмунд Тальберг и Теодор Дёлер, петербургские композиторы Михаил Виельгорский, Алексей Львов и Михаил Глинка. Душой музыкальных собраний Фонтанного дома была Анна Сергеевна Шереметева (1811-1849), первая жена Дмитрия Николаевича Шереметева, талантливая певица и пианистка.

Об истории семьи Шереметевых в первой половине XIX века рассказывает портретная галерея и визуализированный мультимедийный дневник Анны Сергеевны, который она вела во время путешествия с сестрой Елизаветой по Италии и Франции. О музыкальных собраниях повествуют виртуальный альбом «Гости музыкальных салонов», скрипка и рояль Михаила Глинки, полный струнный квартет (со скрипкой Франческо Страдивари и альтом Ж.-Б. Вийома, который принадлежал Алексею Львову, директору Придворной певческой капеллы и автору гимна Российской империи «Боже, царя храни»). В исполнении именно этого квартета записаны и звучат в экспозиции произведения М. Глинки, Л. Бетховена, Й. Гайдна. В зале также можно послушать популярные романсы и оперные арии, которые посетители музыкальных гостиных 1840-х годов переписывали в свои нотные альбомы.

Древняя Греция в представлении XIX века – это мир идеальных образов, в котором только начинали формироваться представления о различиях в искусстве этрусков, греков и римлян. Определения «этрусский», «греческий», «помпейский» (помпеянский) были синонимами. Так в Фонтанном доме в 1837-38 годах появилась Этрусская гостиная, отделанная архитектором И. Д. Корсини в «помпейском» стиле с фресковой росписью стен и Помпеянским мебельным гарнитуром.

В оригинальном интерьере органично разместилась коллекция музыкальных инструментов Древней Греции и Древнего Рима, реконструированных в конце XIX века под руководством Виктора Маийона группой бельгийских мастеров и подаренных барону К. К. Штакельбергу для Императорского музея музыкальных инструментов. Экспозиция с авлосами, лирами, кифарами, рогами и букцинами, сконструированными в позапрошлом столетии, сопровождается аудиозаписями XXI века, которые воссоздают звучание античных инструментов в соответствии с представлениями современной науки и исполнительской практики.

Парижский кабинет Александра Глазунова реконструирован в приближении к сохранившимся фотографиям. Прославленный композитор, педагог, ректор Ленинградской консерватории уехал из СССР в 1928 году. Обстановка и архив его парижской квартиры, бережно сохраненные приемной дочерью Еленой Глазуновой, были переданы в дар Музею театрального и музыкального искусства в 2003 году. И вот теперь, наконец, подлинная мебель, кабинетный рояль, афиши и программы концертных выступлений композитора и его дочери, редкие рисунки, рукописи и документы воссоздают кабинет Александра Глазунова, каким он был при жизни композитора.

Виртуальная программа «На переломе эпох» рассказывает о непростых условиях жизни Глазунова за границей, о его творческом окружении, дает возможность послушать и посмотреть фрагменты музыкальных сочинений. Личная жизнь композитора представлена в печатном «Семейном фотоальбоме»: с помощью архивных фотографий раскрыты счастливые, гармоничные взаимоотношения с супругой О. Н. Глазуновой и дочерью Еленой. В экспозиции звучит и рояль Глазунова (в ансамбле с виолончелью А. Жако из музейной коллекции): на нем исполнены произведения самого композитора, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.

Экскурсии по новым экспозициям музея проходят каждый день в фиксированные сеансы и по индивидуальной записи:

Обзорная экскурсия «Шереметевский дворец в истории Санкт-Петербурга» знакомит гостей со всеми парадными интерьерами особняка на Фонтанке и включает показ обновленных экспозиций «Музыкальный салон графов Шереметевых» и «Древняя Греция в представлении XIX века» (по средам, 19:00, в четверг-понедельник, 15:00, вторник и последняя пятница месяца — выходные).

Тематические экскурсии погружают в историю музыкальных традиций дома на Фонтанке и Музея музыки — «Музыкальный салон графов Шереметевых» (по четвергам, 17:00), «Метаморфозы оркестра», включая осмотр экспозиции «Парижский кабинет Александра Глазунова», (по пятницам и воскресеньям, 17:00).

 Для юных гостей и их родителей знакомство с новыми постоянными выставками музея возможно на интерактивных занятиях «Король лир», «С миру по нотке», «Кое-что от лица дирижера» (по субботам 1 и 15 февраля, 7 и 21 марта,  11 и 25 апреля 2020 года в 13:00; по воскресеньям 9 февраля, 1, 15 и 29 марта, 19 апреля 2020 года в 16:30).

Билеты в кассе музея от 200 до 400 р., справки и запись по тел. 272-44-41 (экскурсионный отдел/ касса), 272-45-24 (администратор).