Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Белый зал открылся после трехлетней реставрации

Шереметевский дворец отпраздновал радостное событие – завершение трехлетней реставрации легендарного Белого зала, который явился гостям в ослепительном великолепии и блеске.

Этот парадный зал был задуман в 1798 году архитектором Джакомо Кваренги для свадебного торжества графа Николая Шереметева и Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, сначала примадонны крепостного графского театра, а затем графини Шереметевой, но достроен лишь в 1840-х годах архитектором Иеронимом Корсини. Здесь проходили балы, театрализованные представления, симфонические собрания, пел хор графа Шереметева, выступал Великорусский оркестр Василия Андреева.

Как известно, в советское время в здании Шереметевского дворца находился Институт арктики и антарктики, который внес многочисленные коррективы в историческое убранство Фонтанного дома.

«От Института арктики и антарктики остался дубовый щитовой паркет, который был положен поверх исторического, наборного, — рассказывает Мария Степанова, специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Музея театрального и музыкального искусства. — Когда реставраторы его вскрыли, выяснилось, что исторический сильно поврежден, паркетные плашки и жилки настолько истончились, что оказалась невозможна даже щадящая шлифовка. Но по его образцу можно было в точности воссоздать пол, рисунок в виде восьмиугольников, определить породы дерева. Для воссоздания приобрели дуб и падук — бирманское красное дерево. Реставраторы музеефицировали небольшой фрагмент — подлинный паркетный щит, собрав его из нескольких наиболее сохранившихся деталей паркета.

Удалось воссоздать живопись на пилястрах и стенах. Это орнаментальные элементы – темно-красного цвета, тонкие, витиеватые. Цвет и текстуру краски подсказал сохранившийся орнамент «меандр» на фризе».

Во время реставрации, как часто бывает, не обошлось и без сюрпризов. Одна из характерных деталей убранства Белого зала — кронштейны в виде стилизованной головы дракона, держащего в пасти четырехлепестковый цветок, на которые были подвешены хрустальные люстры. Предполагалось, что кронштейны – литые, металлические. Но, когда выставили строительные леса, и реставраторы смогли детально рассмотреть кронштейны, выяснилось, что они гипсовые, лепные. И каждый – индивидуален. Мастера лепили их на металлический каркас прямо в зале. За долгие годы эксплуатации хрупкие гипсовые элементы подверглись большим повреждениям, но реставраторы смогли воссоздать авторскую пластику каждого кронштейна, сохранив индивидуальный почерк мастеров прошлого».

Белый зал славится своими акустическими достоинствами, оставаясь престижной концертной площадкой Северной столицы. На открытии выступил симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова. В концерте солировали старинные инструменты из коллекции Шереметевского дворца - Музея музыки. Старший научный сотрудник музея, хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев бережно передавал музыкантам великолепно сохранившиеся уникальные раритеты. Гости услышали звучание личного саксгорна императора Александра III работы парижской Фабрики медных духовых инструментов Антуана Куртуа (1865); скрипку композитора Михаила Глинки работы миттенвальдского мастера Себастьяна Клотца (1766 год) и скрипку композитора Алексея Львова, автора гимна «Боже, царя храни» кремонского мастера Франческо Страдивари (XVII век).

Концерты классической и современной академической музыки будут регулярно проходить в Белом зале Шереметевского дворца. Следите за нашей афишей!

Фотограф - Елена Смирнова