Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Мравинский и богини

В Шереметевском дворце — Музее музыки продолжает работу новая выставка «Планета Мравинский» (6+), посвященная жизни и творчеству величайшего дирижера ХХ века.

Мравинский и богини. Что можно увидеть на выставке, посвященной великому дирижеру ХХ века | ФОТО Joah Legg on Unsplash

Музей театрального и музыкального искусства от проекта к проекту приучает свою публику к тому, каким должен быть музей в XXI веке, в чем его преимущества перед такими сильными конкурентами, как театр, телевидение и даже Интернет. От выставки к выставке здесь предлагают совершать экскурсы в эпохи, времена и страны, изящно маскируя при этом академизм и научную основательность подаваемых знаний, впрочем, ими не перегружая.

Так происходит в эти дни на двух выставках, проходящих параллельно, — «Суд Париса. Рождение богини» (12+), расположенной в Полярном флигеле, и «Планета Мравинский», представленной в двух залах Шереметевского дворца. Если посетить их в один день, можно острее и полнее прочувствовать связь времен, тем более что многих героинь «женской» выставки Евгений Александрович Мравинский знал лично.

Выставки прекрасны «своею разнотой», но словно умышленно выстроены с тем, чтобы дополнять друг друга. Мравинский смотрел фильмы с участием Любови Орловой и Марины Ладыниной, работая несколько лет в Мариинском те­атре (причем не только в дирижерском амплуа), знал балерин Татьяну Вечеслову, Аллу Шелест, был знаком с судьбами Александры Даниловой, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, наверняка смот­рел спектакли с участием Елены Юнгер… Мравинский и богини сходятся во множестве пунктов, одним из которых оказывается сталинская эпоха. Генералиссимус, как известно, был небезразличен к деяниям слуг Мельпомены и Терпсихоры. Потому на выставке Мравинского представлена машинопись 1953 года с обращением 50‑летнего маэстро к Иосифу Виссарионовичу с прошением об улучшении жилищных условий артистов симфонических оркест­ров, без которого невозможен «творческий рост и возможность развиваться».

Возглавив симфонический оркестр Ленинградской филармонии в 1938 году, Мравинский бессменно продержался у его руля полвека, пройдя испытания жестокими временами. Дирижер, о котором сегодня знают во всем мире, записи симфоний Чайковского и Шостаковича которого почитают за эталонные, значил для советской интеллигенции слишком много, был отнюдь не только «великим дирижером», учитывая, что Филармония в ту пору была настоящим храмом искусства. Согласно опросу профессионального журнала в 2010 году, Мравинский вошел в двадцатку лучших дирижеров всех времен и народов. Он объездил с гастролями без малого полмира. И в наше время знакомство с триумфами богинь, как и погружение в эпоху Евгения Мравинского, дает ощущение особой стойкости, пример сохранения высоких моральных принципов.

По своей драматургии выставка «Планета Мравинский» напоминает и даже повторяет структуру недавно завершившейся выставки, посвященной 150‑летию со дня рождения Федора Шаляпина. В первом, камерном, зале нам предложено заглянуть в интимный мир рождения гения — детства, окружающей природы. Здесь рядом с фотографиями маленького Женечки — его рисунки лошадей, большая игрушечная лошадка, сам он на лошади, позд­равления маме, рождественская елка, атмосфера уютного, бережно сохраняемого гармоничного мира… Красивое лицо юного Евгения на фотографии в закрытой позе со сложенными руками. Эта поза сохранится на всю жизнь, ее можно увидеть и на поздних снимках Евгения Александровича. Самые, пожалуй, яркие пятна обоих залов выставки — экспрессионистские портреты Евгения Мравинского и его второй жены Инны Сериковой, перед которыми в качестве музейного экспоната идиллически колышется пасторальный гамак.

В том же зале можно услышать чтение самим Мравинским фрагментов дневника с философским взглядом на мир. Второй зал музея — мраморный Оружейный — стилизован под легко узнаваемый Большой зал Филармонии, где словно в алтаре сразу виден фотопортрет дирижера за своим родным ленинградским пультом. Здесь — редкие экспонаты, афиши со всего мира, фотографии с российскими и зарубежными коллегами, записи исполнений, многочисленные воспоминания, прежде всего аудио и видео, где слышны речи и Гергиева, и Янсонса, и музыкантов филармонического оркестра, и много кого еще, кто был свидетелем жизни этого посла богов в мире людей.

 

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7583) от 17.01.2024 под заголовком «Мравинский и богини»