Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

К 150-летию В. Э. Мейерхольда

9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения реформатора сцены Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства посвятит юбилею мастера серию событий. Главным из них станет выставочный проект «Казус Мейерхольда», который откроется в ноябре в Театральном музее.

В фондах музея хранится визитный альбом его основателя и первого директора Левкия Жевержеева. Там рукой Мейерхольда в 1915 году написано: «Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!». Этот автограф подсказал тему выставки, которая расскажет не только о петербургском периоде, но и о феномене Петербурга в биографии Мейерхольда. Эксперименты в театре В. Ф. Комиссаржевской, Александринском и Мариинском театрах, студийные опыты и неосуществленные замыслы формировали режиссерский метод Мейерхольда и отразились на всем творческом пути мастера. В течение жизни он неоднократно возвращался в Петербург, на набережной Карповки была его квартира, где в 1939 году он был арестован. Практически все мотивы и сюжеты, которые нашли развитие не только в творчестве, но и в судьбе режиссера, коренятся в болотистой петербургской почве и имеют характерную петербургскую окраску: двойничество, бунт, «гибель мира». Революционные постановки «Мистерия-буфф», «Зори», «Земля дыбом», хоть и были выпущены на сцену в Москве, но задумывались в «городе трех революций». В 1935 году на сцене Михайловского театра Мейерхольд осуществил свою заветную мечту – поставил «Пиковую даму» Пушкина. На театральных подмостках в последний раз возник образ «блистательного Петербурга» - так Мейерхольд попрощался с городом своей молодости.

Выставка будет сопровождаться дополнительной программой: запланированы лекции, посвященные творческим и жизненным связям Мейерхольда с Петербургом, значению этого города в биографии мастера. Кроме того, задуманы бал-маскарад (оммаж мейерхольдовскому «Маскараду» 1917 года), мастер-класс по биомеханике, а также спектакль в Театральном музее, над которым работает режиссер Дмитрий Крестьянкин. Программа еще формируется.

К юбилейным мероприятиям подключился и Музей-квартира актеров Самойловых: здесь в сентябре состоится премьера спектакля «Игра в Мейерхольда» в постановке Полины Алехиной, выпускницы мастерской Г. М. Козлова. Вместе с драматургом Лесей Гурой они сочиняют монодраму на основе творческой биографии мастера. Изучив исторические материалы и документы, авторы спектакля дали волю фантазии: героем спектакля станет сам Мейерхольд. Вновь и вновь возвращаясь в прошлое, в свои лучшие годы, режиссер ищет ответы на мучающие его вопросы. Почему именно театр стал делом его жизни? А может, все это только игра? Ретроспективная композиция спектакля поможет разобраться в хитросплетениях творческой судьбы Мастера.

А уже 11 февраля музей примет участие в программе юбилейных мероприятий Александринского театра с экскурсией «Всеволод Мейерхольд: сквозь историю к современности», которая состоит из двух частей: начнется в экспозиции Театрального музея и продолжится на Новой сцене Александринского театра.

В пресс-центре ТАСС-Санкт-Петербург 6 февраля состоялась пресс-конференция, посвященная мероприятиям Года Мейерхольда в Петербурге, Москве и Пензе. Планами музея в связи с юбилеем Мейерхольда поделилась директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица. Также в пресс-конференции приняли участие: директор Санкт-Петербургской театральной библиотеки Анастасия Гай, заместитель художественного руководителя, руководитель творческо-исследовательской части Александринского театра Александр Чепуров, директор Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» Татьяна Максимова (Пенза), заведующий сектором изучения и публикации творческого наследия Вс. Мейерхольда Государственного института искусствознания Вадим Щербаков и заведующая отделом научно-методической работы Театрального музея им. Бахрушина Тамара Бурлакова.