Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Выставка «Сергей Прокофьев. Мимолетности и сарказмы»

03 декабря 2016 00:00 


3 декабря 2016 – 14 мая 2017

3 декабря в Шереметевском дворце – Музее музыки открылась выставка «Сергей Прокофьев. Мимолетности и сарказмы». В основу оригинального проекта легли названия двух фортепианных циклов классика XX века – «Мимолетности» и «Сарказмы». Выставка не претендует на энциклопедический охват биографии и творчества Сергея Прокофьева, но представляет собой яркий калейдоскоп из мимолетностей его жизни, окрашенных сарказмом, которым полны его музыка и судьба.

 «В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой, радужной игры»

                           К. Бальмонт

Стихотворение Константина Бальмонта 1902 года дало название фортепианному циклу, который Сергей Прокофьев писал в 1915–1917 году еще в Петрограде. Первое концертное исполнение «Мимолетностей» состоялось17 апреля 1918 года, а 9 мая того же года молодой композитор уехал из России, и, казалось, навсегда. Его возвращение в СССР в 1936 году было триумфальным, но триумф обернулся семейными и творческими трагедиями. И все же, страшная эпоха сталинского режима и Великой Отечественной войны не погасила солнечный дар композитора. Музыка Прокофьева, наполненная созидательной энергией, радостью бытия, детским удивлением и искрометным юмором, прежде всего свидетельствует о торжестве человеческого духа.

Проходя извилистыми путями, которые прокладывала музыка Сергея Прокофьева в России, кураторы выставки очерчивают круг друзей и соратников композитора: от поэтов и художников Серебряного века (К. Бальмонт, В. Брюсов, В. Маяковский, В. Каменский, А. Родченко, А. Ахматова), режиссеров-новаторов (Вс. Мейерхольд и С. Эйзенштейн) до блистательных музыкантов-исполнителей позднейшей эпохи (С. Рихтер, Д. Ойстрах, М. Ростропович, С. Кусевицкий, Е. Мравинский, Г. Рождественский).

Живописные, скульптурные, графические и фотопортреты Прокофьева погружены в контекст времени с помощью фрагментов его дневниковых записей и воспоминаний современников. Посредством записей произведений в исполнении Прокофьева и специально созданных аудио- и видеосюжетов посетителям откроются музыкальные миры автора.

Часть экспозиции, посвященная театру Сергея Прокофьева, делает акцент на постановках в ленинградских театрах, в работе над которыми принимал участие композитор: это оперы «Любовь к трем апельсинам» (1926), «Дуэнья» (1946), «Война и мир» (1946), балеты «Золушка» (1946), «Ромео и Джульетта» (1940). На выставке будут представлены музейные раритеты — эскизы декораций и костюмов к спектаклям, созданным по заказу Сергея Дягилева. Посетители увидят эскизы М. Ларионова к балету «Сказка про Шута» (1921), Ж. Руо к балету «Блудный сын» (1929), Г. Якулова к балету «Стальной скок» (1929). Дополнительную сюжетную линию создадут материалы реконструкции балета «Стальной скок», предпринятой в Принстонском университете (США) в 2005 году.

Особое внимание на выставке уделено детям. Прокофьев мечтал, чтобы его музыка стала для них проводником в мир классики, и кураторы спешат исполнить его волю. К просмотру предлагаются мультипликационные фильмы на музыку Прокофьева, фрагменты балетов, концертное исполнение детской музыки. Участвуя в экскурсии с интерактивными играми, дети и их родители смогут оставить свои впечатления в рисунках и стихах, которые будут участвовать в творческом конкурсе «Мой Прокофьев».

Создавая наброски к портрету Сергея Прокофьева, авторы экспозиции заряжались его искрящимся юмором. Еще в юности он был убежден, что станет музейным объектом, о чем писал в дневнике: «Я решил, что завещаю мой скелет в музей, дабы меня там поставили под стекло. У ног будет надпись: "Друзья, мне приятно, что вы здесь"» (1917).

Выставка организована Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства при участии Государственного академического Мариинского театра, Государственного академического Михайловского театра, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Российского института истории искусств, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Стоимость - входной билет в музей (Экспозиция "Анфилада парадных залов дворца" (2 этаж))

Шереметевский дворец – Музей музыки
 (наб. р. Фонтанки, 34)

Внимание! Разработан маршрут для слабовидящих и незрячих людей.

 

Экскурсия для семейной аудитории, дети младшего школьного возраста с родителями

По субботам, 12.00. Запись по тел. +7(812)272–45–24 (администратор)

Экскурсии с куратором по выставке «Сергей Прокофьев. Мимолётности и сарказмы»

Для детей от 4 до 14 лет строго по записи тел.: +7(911)986-64-88 

 


Выставка «Сергей Прокофьев. Мимолетности и сарказмы» Выставка «Сергей Прокофьев. Мимолетности и сарказмы»

Выставка «Сергей Прокофьев. Мимолетности и сарказмы»

Выставка «Сергей Прокофьев. Мимолетности и сарказмы»


Контакты

Шереметевский дворец — Музей музыки
набережная реки Фонтанки, д.34