Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Музей театрального и музыкального искусства & школа Masters

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства объявляет о начале масштабного сотрудничества с петербургской школой Masters – крупнейшим просветительским проектом для детей и взрослых, который фокусируется на лекциях по истории изобразительного искусства, кино и литературы от ведущих специалистов в своих областях. Отныне «masters» читают лекции не только в стенах школы на Итальянской, 17, но и в филиалах СПбГМТиМИ. Точки пересечения интересов Школы и Музея – новые музейные выставки, темы которых располагают к размышлениям, а рамки не замыкают посетителя в какой-то одной узкой области истории и/или искусства.

Кураторы проекта - Евгения Алешко и Олеся Пушкина.

Ближайшие лекции: 

Левин24 декабря, 16.00
Шереметевский дворец - Музей музыки, наб. Фонтанки, 34
Любовь Овэс. «Моисей Левин (1896-1946). Театр и судьба»

 

Театральный музей, пл. Островского, 6:

МаяковскийСанкт-Петербургский Музей театрального и музыкального искусства и Школа Masters приглашают на серию лекций и экскурсий в рамках выставки «Маяковский “haute couture“: искусство одеваться». Уникальный проект посвящен имиджу поэта-модника. Личные вещи Маяковского – от желтой кофты до костюмов «советского денди» - окружены старыми фотографиями, кадрами из фильмов, в которых снимался Маяковский, работами его друзей и коллег – дизайнеров новой советской моды. Выставка «Маяковский "haute couture": Искусство одеваться» рассказывает не только о «главном советском поэте», но и об одном из самых острых периодов в жизни целой страны. Серия экскурсий и лекций, которые читают ведущие российские специалисты в области истории театра, музыки и моды, позволяет глубже проникнуть в хитросплетения стилей и судеб, скрытых за черно-белыми фотографиями и артефактами из платяного шкафа Маяковского (который тоже присутствует на выставке).

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ:

5 ноября, воскресенье, 15.00: Тур по выставке «Маяковский “haute couture“ ».  Далее - каждую неделю по средам (19.00) и субботам (15.00). Купить билет на экскурсии здесь.

11 ноября, суббота, 18.00: Марина Давыдова. «От Тадеуша Кантора до Яна Фабра: как смотреть современный театр»

Границы современного театра и его облик меняются на глазах. В каком направлении он развивается? Какие его черты остаются неизменными? Почему этот нетиражируемый и, в общем-то, элитарный вид искусства вдруг оказался в самом эпицентре «культурных битв»? Ответы на эти вопросы вы получите на лекции кандидата искусствоведения, театроведа, театрального критика и продюсера Марины Давыдовой.

Марина Давыдова - театральный критик, продюсер, кандидат искусствоведения. В 1988 году с отличием окончила театроведческий факультет Российской академии театрального искусства (ГИТИС / РАТИ). Автор монографии «Конец театральной эпохи» (2005), автор и редактор книги «История западноевропейского театра с эпохи Возрождения до конца XIX века (глава «Ренессанс театра»). В настоящее время - главный редактор журнала TEATR, художественный руководитель Международного театрального фестиваля NET в Москве, обозреватель Colta.ru. В 2016 году - программный директор Wiener Festwochen. Лауреат многих премий по театральной критике, в том числе премии Станиславского за лучшую книгу 2005 года. В январе 2017 года выступила автором концепции и текстов для спектакля «Вечная Россия», премьера которого прошла в Берлине. Спектакль получил множество восторженных отзывов в немецких и российских СМИ.

13 декабря, среда 19.00: Ольга Хорошилова. «Лиля Брик: haute couture»

Ольга Хорошилова расскажет от том, как Лиля Брик превратилась в прожженную фэшионисту. Вы узнаете, как мода влияла на нее, а она на моду, как связаны «Про Это» и it-girl, «Реношка» Брик и Bugatti Лемпицкой, как она подковала Маяковского, соблазнила Ива Сен-Лорана и превратила Майю Плисецкую в икону стиля ХХ века.

Ольга Хорошилова – историк искусства и костюма. Доцент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Автор книг: «Всадники особого назначения» (2013), «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II» (2013), «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III» (2015), «Молодые и красивые. Мода 1920-х годов» (2016), «Война в моде. От Петра I до Путина» (2017).

 

Шереметевский дворец – Музей музыки, наб. Фонтанки, 34

Октябрем по театруСанкт-Петербургский Музей театрального и музыкального искусства и Школа Masters приглашают на лекции в рамках выставки «Октябрем по театру: 1917 – 1927». Всеволод Мейерхольд в 1920 году объявил программу «Театральный октябрь»: театр - это средство политической пропаганды, он адресован народным массам, предлагает образ нового, советского человека, отказывается от «устаревшего» психологизма. Новая идеология требовала новой эстетики, и на некоторое время пути театральных авангардистов и молодого советского государства совпали. Выставка посвящена этому оптимистическому периоду и демонстрирует работы современников Мейерхольда в Петроградских-Ленинградских театрах 1917 – 1927 годов: фотографии театрализованных массовых зрелищ, эскизы к легендарным спектаклям, афиши, похожие на политические плакаты. В центре выставки - реконструкция синтетического представления «Двадцать пятое» по поэме Владимира Маяковского «Хорошо!», поставленная в 1927 году. Лекции ведущих петербургских театроведов помогут понять, чего хотело государство от художников, в чем обаяние революционного театра и почему «Театральный Октябрь» ждал неминуемый крах.

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ:

2 декабря, суббота 16.00: Гюляра Садых-Заде. «Машина времени и музыка машин: русский музыкальный авангард в эпоху Маяковского»

«Клячу истории загоним» - обещал Владимир Маяковский, чеканя ритм строевого шага в «Левом марше». Русская музыка отозвалась на его призыв металлическим грохотом станков, ревом фабричных гудков и победным рычанием тракторного движка. Варварская лапидарность агрессивных ритмов, исполинская мощь оркестровых крещендо, нащупывание новой поэтики и особенного языка – угловатого, шершавого, но идеально созвучного новой эпохе – главное, что мы слышим в опусах композиторов первой волны русского музыкального авангарда: Александра Мосолова, Владимира Дешевова, Гавриила Попова, Николая Рославца и Арсения Авраамова. Непривычный, пугающий, резкий музыкальный мир возникал в пафосе отрицания прошлого опыта культуры, из очистительного и могучего порыва масс. Об этом и многом другом вы узнаете из лекции музыкального критика и музыковеда Гюляры Садых-заде.

Гюляра Садых-Заде – журналист, публицист, музыкальный и арт-критик. Музыкальный обозреватель газеты «Ведомости», портала Colta.ru, журнала «Эксперт», «Российской газеты» и других изданий. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России, член Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков, 2012–2015 гг. — программный директор международного фестиваля «Евразия» в Екатеринбурге.

10 декабря, воскресенье, 12.00: Елена Горфункель.  «Советский театр к 10-ти летию Октября»

К 1927 году на смену разнообразным временным и переходным формам театра и театрализации (массовые празднества и зрелища, акции, спектакли-однодневки, эксперименты, любительство) приходит стабильный профессиональный театр советской эпохи. Он идеологически подготовлен; он получает новую качественную драматургию; кадры режиссуры и исполнителей нацелены на задачи художественного воплощения октябрьского перелома. Театр в 1925-1927 годы демонстрировал достижения в одних случаях, попытки вписаться в новое время и перестройку в других, в целом же - осмысление исторических процессов прошедшего десятилетия в переводе на язык театра.

Елена Иосифовна Горфункель – театровед, историк театра и критик. Профессор кафедры зарубежного искусства РГИСИ. Лауреат премии им. Александра Кугеля (2003). Автор многочисленных книг, научных и публицистических статей.

24 декабря, воскресенье, 16.00: Любовь Овэс. «Моисей Левин (1896-1946). Театр и судьба»    

Из Вильно в Петроград. «Левые» школы и театры. Четыре юбилейных спектакля 1927 года. «Свой» во всех театрах Ленинграда. Из театра - в кино, из главных художников БДТ - в основатели казахского кинематографа.

Любовь Соломоновна Овэс - театровед, специалист по сценографии, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, доцент кафедры русского театра Российского государственного института сценических искусств, преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, автор книг, научных статей, редактор-составитель альбомов и сборников, посвященных театральной сценографии, член редколлегии журнала "Сцена", член Комиссии СТД РФ по сценографии, кандидат искусствоведения. 

                      

Дом-музей Ф. И. Шаляпина, ул. Графтио, 2Б

Шаляпин«Под большевиками» – так назвал одну из глав своей книги «Маска и душа» Ф. И. Шаляпин. И. А. Бунин назвал это время «между серпом и молотом». 1917 год поделил жизнь людей на две эпохи: «до» и «после». Знакомых и друзей Шаляпина арестовывали и расстреливали, многие покидали Россию. Изменился уклад жизни, поменялись нравы, на авансцену вышли новые герои, появились новые лица. Предчувствия революции витали в воздухе задолго до ее наступления. Леонид Андреев еще в 1905 году написал повесть «Губернатор», которая не только отражает события первой русской революции, но и предрекает последовавшую трагедию. Музей театрального и музыкального искусства предлагает вместе с виднейшими театральными историками Петербурга посмотреть нашумевший спектакль БДТ «Губернатор» в постановке Андрея Могучего и поразмышлять об истоках и следствиях русской революции – для писателей, артистов, чиновников и народа.

РАСПИСАНИЕ:

19 ноября, воскресенье, 17.30: Экскурсия по БДТ им. Товстоногова (БДТ, наб. реки Фонтанки, 65)
19 ноября, воскресенье, 19.00: спектакль А. Могучего «Губернатор» 
                         

 

22 ноября, среда, 19.00: Наталья Скороход: «Леонид Андреев и революция: pro et contra»

Революция 1905 года сделала Леонида Андреева драматургом, которого преследовала цензура, однако ставила вся Россия. Революция 1917 года заставила писателя стать эмигрантом, проклинающим правительство «на все готовых чертей» - именно так воспринимал он новую русскую власть. Как случилось, что Леонид Андреев воспел русскую революцию pro et contra?

Скороход Наталья Степановна – театральный автор, более двадцати лет инсценирует прозу, сценические переложения Л. Толстого, А. Чехова, А. Пушкина и др. ставились во многих театрах России. Автор книг «Как инсценировать прозу» и «Леонид Андреев» в серии ЖЗЛ. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры театрального искусства РГИСИ, ведет мастерскую драматургии.

29 ноября, среда 19.00: Кураторская экскурсия «Артист и власть» к юбилею Ф. И. Шаляпина          

Цена билета на каждое мероприятие - 300 рублей.  

Цена для студентов - 100 рублей (при предварительной регистрации и предъявлении студенческого билета).

Перейти к заказу билетов

Все вопросы и пожелания можно направлять по адресу pr@theatremuseum.ru