Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Выставка «БоПо. Неперелистанный театр»

07 сентября 2017 11:00 


7 сентября – 6 ноября 2017

 «БоПо. Неперелистанный театр» «БоПо. Неперелистанный театр» – это первая в истории масштабная выставка, посвященная Борису Понизовскому (1930–1995). Режиссер, художник, философ, писатель, один из ключевых представителей ленинградской неофициальной культуры 1960–90-х годов до сих пор остается terra incognita . БоПо – так шутливо называли режиссера ученики – фигура мифологическая. На выставке в Шереметевском дворце – Музее музыки впервые будут представлены материалы из большого архива Бориса Понизовского, сохраненного его ученицей Еленой Вензель. Художники выставки – ученики режиссера, создатели Инженерного театра АХЕ Максим Исаев и Павел Семченко. В их руках экспозиция превращается в самостоятельный арт-проект, театр фактов и мифов, каталог воплощенных и неосуществленных идей мастера, страницы которого можно перелистывать в любом порядке.

Поэт Виктор Кривулин описывал Бориса Понизовского как чудом уцелевшую античную статую: «С торсом Геракла, головой Зевса и обрубками ног» (в семнадцать лет Понизовский потерял обе ноги, попав под трамвай, и ампутация сыграла в его жизни роль метанойи, перерождения для нового призвания). Среди его бумаг бросается в глаза пустой белый лист с одной единственной иронической записью, выведенной бисерным почерком: «Чувствую себя идолом». Понизовский скоростью мысли и силой фантазии пересоздавал пространство вокруг себя, становясь его центром притяжения, осью. Его комната в коммуналке на улице Герцена, 34 (ныне Большая Морская) стала местом паломничества, здесь собирался весь цвет неофициальной культуры Ленинграда-Петербурга. Имя Понизовского громко звучит в связи с самыми разными явлениями в российском искусстве второй половины XX века. Но главной страстью Бориса Понизовского оставался театр, представлявшейся ему универсальной художественной системой. 

Впервые экспонирующиеся материалы из архива Бориса Понизовского охватывают 40 лет его театральной жизни, с 1960-х по 1990-е годы, и включают уникальные фото-, видео- и аудиосвидетельства о работах в Эрмитажном театре и курганском театре «Гулливер», о создании детской студии «Дадада» и первого частного ленинградского театра «ДаНет».

В выставочном проекте на равных представлены осуществленные постановки и нереализованные идеи: теоретические разработки, экспликации, записанные на разрозненных библиотечных карточках, утопические искания – проекты «Универсального театра» и «Тотального театра» (разработан совместно с художником-кинетиком Вячеславом Колейчуком). Маски и бижу, костюмы и бутафория, карточки, фотографии, эскизы, видеоспектакли и домашние съемки, документальные фильмы, аудиовоспоминания, музыка смешиваются в едином метафоричном пространстве, которое становится атласом памяти – не только личной, но и культурной. Здесь слышны голоса близких Борису Понизовскому художников, поэтов, музыкантов, его современников и друзей: Леонида Аронзона, Александра Кнайфеля, Сергея Вольфа, Олега Григорьева.

Театр Бориса Понизовского рожден пространством его родного города, и голос Петербурга на выставке слышен особенно явственно: «Наш театр создан театрализованным городом. Городом сумрачным, строгим, чопорным, навязывающим ощущение системы. Он играет простотой экстерьеров и неожиданной звучностью внутреннего наполнения. Храмы, дворцы, музеи – эклектичное собрание частностей, как и музейные коллекции, к нераскрытому добавляют сторонние голоса и получают игровое состояние выставленных вещей. Это статический театр внутренних передвижений и взаимодействий» (Борис Понизовский).

 

Куратор выставки – Вера Сенькина.

Хранители архива и предметов театра Бориса Понизовского – Елена Вензель и Галина Викулина.

Художники выставки – Максим Исаев, Павел Семченко (Инженерный театр АХЕ).

Музыка - Александр Кнайфель.

В подготовке проекта приняли участие – Наталья Федченко, Яна Тумина, Людмила Радченко.

Цикл встреч в рамках выставки 

20 сентября, 19.00

Вера Сенькина, театровед, куратор выставки: экскурсия из первых рук

Вера Сенькина – театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения. Защитила диссертацию на секторе Театра Государственного института искусствознания (Москва). Старший преподаватель кафедры эстетики, истории и теории искусства ВГИКа. Входила в состав экспертного совета национального театрального фестиваля «Золотая маска — 2017». Печатается в журналах «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Вопросы театра», «Искусство», а также в отечественных и зарубежных научных сборниках, газетах «Новые известия», «Экран и сцена». Занимается архивом Бориса Понизовского с 2012 года.

Перейти к заказу билетов

23 сентября, 16.00

Александр Кнайфель, композитор: музыка Бориса Понизовского

Александр Аронович Кнайфель – российский композитор, крупнейшая фигура неофициальной ленинградской культуры 1970-90-х годов. Автор более ста опусов во всех областях музыкального творчества. Премьеры его произведений звучат на крупнейших музыкальных фестивалях в Париже, Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Цюрихе, Базеле, Зальцбурге, Берлине, Франкфурте, Кёльне, Маастрихте, Ферраре и др.

Александр Кнайфель дружил с Борисом Понизовским, не раз работал вместе с ним. В 1975 году в Малом зале ленинградской филармонии состоялось исполнение «пространственной музыки» Кнайфеля «Status Nascendi» («Возникновение»), срежиссированное вместе с Борисом Понизовским. «Status nascendi» повторили в Риге на Фестивале музыкального авангарда в 1977 г. и в Москве на творческом вечере Александра Кнайфеля в 1978 г. Понизовский ставил спектакль на сюиту-фантасмагорию для камерного оркестра и хора мальчиков Кнайфеля «Петроградские воробьи» (написана в 1968, постановка частично осуществилась в 1977). В 1986 году Александр Кнайфель посвятил Борису Понизовскому «Крылья холопа» – вокально-хореографическую фреску по одноименному стихотворению Давида Самойлова.

Перейти к заказу билетов

5 октября, 16.00

Максим Исаев и Павел Семченкохудожники и артисты театра «ДаНет», Инженерный театр АХЕ

«ДаНет» – первый частный театр в России, созданный Борисом Понизовским в 1987 году. Поначалу он располагался в ДК Ленсовета (с 25 декабря 1987 года – хозрасчетное предприятие). С 1989 года «ДаНет» входит в состав Гуманитарного фонда «Свободная культура», и переезжает в арт-сквот на Пушкинской, 10. Две небольшие комнаты в квартире №124 становятся одновременно театром и жилищем для Бориса Понизовского. Актеры и художники набираются по объявлениям. Понизовского интересуют непрофессиональные исполнители, способные к естественному, безусловному существованию на сцене, «не испорченные» методом и школой. Спектакли играются во дворах-колодцах сквота или в крошечном зале театра. В труппу театра приходят Максим Исаев, Павел Семченко, Вадим Васильев, Яна Тумина и многие другие. Все исполнители обучаются через спектакль «Из театральной тишины на языке фарса». Каждый показ спектакля начинается стихотворением близкого друга поэта Леонида Аронзона – свое постановочное искусство Понизовский считал родственным его поэтике. Уже в 1989-90 годах Максим Исаев и Павел Семченко создают собственную «компанию» – Инженерный театр АХЕ. Из автобиографии Б. Понизовского: «АХЕ», выращенные на методике Б. Понизовского — без его вмешательства — показывают вариантные урбанистические спектакли. Б. Понизовский здесь критик-зритель. На его взгляд художники более опосредованы, чем актеры, и ближе к его теоретическим предложениям».

Перейти к заказу билетов

8 октября, 16.00

Яна Тумина, актриса театра «ДаНет», режиссер

Закончила экспериментальную школу З. Я. Корогодского, потом – СПБГАТИ (курс М. Хусид и Р. Виндерман). Параллельно с 17 лет работала в мастерской драматического актера, предмета и куклы, в театре «ДаНет». Ее дебют состоялся в спектакле «Репетиция с Жаном и фрекен Жюли» (1992, художник Максим Исаев). Борис Понизовский об этой работе: «Все мои спектакли – лишь фрагменты языка театра. И только «Репетиции с Жаном и фрекен Жюли» расширяют диапазон, как опера в театре балета. Я создал спектакль как дебют юной Яны Туминой (ее озон влюблял в себя). …Актеры примечательны: близки и далеки друг от друга, около взрыва – в психологическом влиянии, у нее пластический рельеф, у него ритмическая ярость».

Перейти к заказу билетов
 
Посещение встречи по входному билету на выставку.
Цена билета: взрослый - 300 рублей, пенсионеры - 150 рублей, студенты, школьники - 100 рублей.

КОНТАКТЫ

Адрес: набережная реки Фонтанки, 34

Справки, заявки на экскурсии и концерты: тел. 272–44–41, 272–45–24 (диспетчер, касса)

 «БоПо. Неперелистанный театр»

 

 «БоПо. Неперелистанный театр»

 

 «БоПо. Неперелистанный театр»

 

 «БоПо. Неперелистанный театр»


Контакты

Шереметевский дворец — Музей музыки
набережная реки Фонтанки, д.34