Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

IV. 1909–1911. Первые Русские сезоны. Явление Игоря Стравинского.

   

Начало 1900-х было временем жарких дискуссий о назначении классического балета. Эволюцию петербургской балетной культуры во многом определило два события: выступление Айседоры Дункан в 1904 году, расценённое мирискусниками как «насильственный переворот против рутины Петипа» (В. Нувель), и премьера «Павильона Армиды» в хореографии Михаила Фокина в 1907 году с молодой Анной Павловой, пришедшей на смену хозяйке императорского балета Матильде Кшесинской. «Павильон Армиды» стал художественным манифестом нового поколения, к которому принадлежал и Дягилев.

Для проработки Первого оперно-балетного сезона в 1909 году Дягилев организовал Комитет из профессионалов – Бакста, Бенуа, Нувеля, Фокина и Григорьева и почитателей балета – Светлова, Безобразова и Аргутинского-Долгорукого. Замысел был поистине грандиозным: четыре балета и опера «Иван Грозный» («Псковитянка»). Дягилев рассчитывал на поддержку царского двора. Неожиданная смерть (4 февраля 1909 года) покровителя – великого князя Владимира Александровича, интриги Кшесинской, недовольство Дирекции Императорских театров и склонного менять свои решения Николая II лишили Дягилева Эрмитажного театра для репетиций и декораций спустя всего три дня после высочайшего одобрения гастролей в Париже. Николай II вероломно отменил своё решение. А весной 1909 года император полностью лишил дягилевскую антрепризу государственной поддержки. Но Дягилев и не подумал о капитуляции, заручившись финансовой помощью двух прекрасных парижанок – Мисии Серт и графини де Греффюль, остававшихся преданными друзьями до конца его дней. Дягилев с блеском провёл Первый сезон, заявил о себе как о талантливом продюсере, понимающем запросы европейского театрального рынка.

19 мая 1909 года – легендарная дата в истории театра XX века. «Нашествие», «взрыв», «извержение» – так парижская критика описывала шок от столкновения с увиденным, новым и необычным. Несмотря на оглушительный зрительский успех, долг Дягилева компаньону, известному французскому импресарио Габриэлю Астрюку, составил фантастическую сумму – 85 000 франков. В этой непростой ситуации каждый начал борьбу за устранение конкурента: Дягилев провел переговоры с Парижской оперой о новом сезоне в обход Астрюка, в свою очередь Астрюк написал рапорт-пасквиль на одиннадцати страницах Министру русского двора барону Фредериксу, Кшесинской и великому князю Андрею Владимировичу. В результате этой интриги у Дягилева не осталось шансов получить государственную поддержку на следующие сезоны. Вернув долг Астрюку и возобновив с ним партнёрство, Дягилев был вынужден отказаться от дорогостоящих оперных постановок и сосредоточиться на балетах.

1909–1911 годы оказались решающими для формирования художественного направления и организационных принципов антрепризы Дягилева. За неполных три года детище Дягилева выросло от проекта масштабных гастролей артистов русской императорской сцены во Франции до создания русской балетной труппы в Европе. Балеты Первых сезонов: «Клеопатра» и «Шехеразада», эротичные, с «пряными» декорациями Бакста, трагический образ Петрушки Нижинского и фольклорная «Жар-птица» молодого Стравинского – заявили о рождении нового хореографического и музыкального языка, принесли Дягилеву репутацию новатора среди парижских знаменитостей: Марселя Пруста, Жана Кокто, Пьера Боннара, Огюста Родена.

Успех труппы Дягилева вызвал у соотечественников не гордость за Россию, а волну зависти, агрессии и осуждения, главным образом, Теляковским – «за коммерциализацию», Анной Павловой – «за пренебрежительное отношение к артистам», вдовой Римского-Корсакова – «за купюры в музыке Шехеразады». Внес свою лепту и девяностолетний Петипа: «Это не победа русского балета, а торжество рекламы XX века». Всё чаще Дягилева бездоказательно упрекают в стремлении к личной наживе. После восторженных откликов зарубежной прессы, парижских художников и музыкантов, бурных оваций публики такая враждебность на родине вызывала у него горькое чувство обиды.

Не обошлось и без потерь. В конце второго сезона труппу покинула Ида Рубинштейн. Назревает конфликт с Александром Бенуа, не поделившим славу со Львом Бакстом в доле авторства в балетах «Петрушка» и «Шехеразада».

Автор: Раздел выставки «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»