Отдел живописи, графики и прикладного искусства

Своим появлением театральный музей в Петербурге обязан нескольким частным коллекциям, еще в конце XIX в. вобравших в себя раритеты мирового театра. Первая театральная выставка, открытая в 1887 г. в фойе Александринского театра и собранная известным актером И. Ф. Горбуновым, коллекция драматурга и театрального критика В. В. Протопопова легли в основу нашего музея, получившему официальный юридический статус лишь в 1920 г., но фактически существовавшему с конца 1918 года. Уже с начала 1919 г. активно начинаются закупки, формируется фонд музея.

В настоящий момент Отдел изобразительных материалов музея включает в себя несколько фондов, самым крупным из которых является фонд «Рисунок», он насчитывает более 30 000 единиц хранения. Это самые ценные экспонаты музея, представляющие развитие театрально-декорационного искусства от XVIII в. до наших дней. Среди них — эскизы декораций Галли Бибиенна середины XVIII в., значительный комплекс рисунков А. Роллера первой половины XIX в., двадцать рисунков К. Малевича к легендарному спектаклю футуристов «Победа над солнцем». Фонд «Гравюры» составляют более 7 000 эстампов с хронологическими рамками от XVII до конца XX в., включающими ценные западно-европейские и русские листы с изображениями сцен из спектаклей, портретами великих актеров, музыкантов, драматургов, композиторов. Гравюры и литографии XVIII–XIX вв. с видами театров являются ценным документальным материалом, в том числе и для архитектурных реконструкций. Фонд «Скульптура», включающий более тысячи предметов, представляет многообразие форм этого искусства: бронзовые и мраморные портреты известнейших деятелей театра, разнообразные рельефы, воспроизводящие мизансцены из старых пьес, фарфоровые статуэтки актеров, популярные и в XVIII и в XX вв. Фарфоровые карикатуры на знаменитых деятелей театра, выполненные художниками Кукрыниксы, соседствуют с шаржированными фигурками знаменитого комика XIX в. Михаила Щепкина. Фонд «Живопись» составляют прежде всего портреты. Среди них особо стоит отметить изображения актрисы конца XIX–начала XX века Марии Гавриловны Савиной, которая была кумиром столичной театральной публики. В фонде также хранится эскиз декорации к балету «Лебединое озеро» художника С. Судейкина, принадлежавший когда-то Анне Ахматовой.

В 2013 г. отдел изобразительных материалов пополнился крупнейшей коллекцией театрально-декорационного искусства конца XIX – начала XX в., ранее принадлежавшей Нине и Никите Лобановым-Ростовским. Ценнейшие экспонаты, связанные прежде всего с «Русскими сезонами», созданы знаменитыми художниками Л. Бакстом, А. Бенуа, К. Коровиным, М. Ларионовым, Н. Гончаровой, А. Экстер и многими другими. Коллекция была приобретена и затем передана в дар музею Международным благотворительным фондом «Константиновский».

К. Е. Маковский. Портрет М. Г. Савиной

Холст, масло. 70,0 х 54,0 

С. Ю. Судейкин. Композиция по мотивам балета "Лебединое озеро" П. И. Чайковского. Около 1910.

Холст, масло. 54,0 х 84,5

 А. А. Роллер. Эскиз декорации к балету "Кесарь в Египте" Г. Спонтини, П. Романи, М. Карафы. 1834

Бумага, акварель, тушь, бронзовая краска, гуашь. 35 х 52,7 

К. С. Малевич. Эскиз декорации к опере М. Матюшина и А.Крученых "Победа над солнцем". 1913

Бумага, итальянский карандаш. 17,5 х 22,0 

Л. С. Бакст. Эскиз костюма Баядерки с павлином к балету «Синий бог» Р. Гана. 1911

Бумага, акварель, графитный карандаш, белила, серебряная краска. 58,2 х 43,0

Ф. Шевалье. Александринский театр. 1830-е

Бумага, литография, ручная раскраска, лак. 23,5 х 33,5

Гравюра Д. М. Ардела по рисунку Б. Вильсона. Дэвид Гаррик в роли Короля Лира. 1761

Издательство Джона Бойделла.

Б. О. Фредман-Клюзель. Слепок ноги Анны Павловой. 1913

Бронза, камень поделочный, литье. 46,5 х 17,0 х 17,0 

С. Н. Судьбинин. Т. П. Карсавина в образе Сильфиды

Императорский фарфоровый завод, 1913

Бисквит. Высота 29,8