Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

История коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских

каталог Лобановых-РостовскихВ декабре 2013 года в помещении Шереметевского дворца состоялось знаменательное событие. В рамках проведения Международного культурного форума состоялась передача в дар Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства известной коллекции театрально-декорационного искусства, собранной Ниной и Никитой Лобановыми-Ростовскими. В качестве дарителя выступил Международный благотворительный фонд «Константиновский», который еще в 2008 году приобрел 810 предметов из этой уникальной коллекции. Собрание Лобановых-Ростовских хорошо известно в мире. Основание этой коллекции было положено в самом конце 1950-х. За эти годы она стала крупнейшим на Западе собранием театральной живописи конца XIX – начала XX века. Интерес коллекционеров к этому периоду понятен — в конце XIX века в русский театр пришли знаменитые художники: М. А. Врубель и К. А. Коровин, А. Я. Головин и В. Д. Поленов, А. Н. Бенуа и Л. С. Бакст, Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин. Они способствовали подъему декорационного искусства на небывалый художественный уровень, а Русские сезоны С. П. Дягилева в Европе заставили говорить об этих художниках во всем мире.

Никита Лобанов «заболел» собирательством еще в студенческие годы, когда посетил в Лондоне в 1954 году выставку, посвященную художникам Русских сезонов: «Как зачарованный смотрел я на эти работы и как-то в один миг решил, что в моей жизни обязательно настанет один такой прекрасный день, когда подобные работы станут моими». Судьба самого Никиты Дмитриевича необычна. Представитель древнего русского княжеского рода Лобановых, восходящего к Рюриковичам, он родился в Болгарии, в эмиграции, в 1935 году. Ребенком оказался на территории немецкой оккупации, а после окончания Второй мировой войны вместе с родителями был репрессирован. Одиннадцатилетним подростком год отсидел в болгарской тюрьме. Через шесть лет после освобождения ему удалось уехать во Францию и затем в Англию, где Никита поступил в один из колледжей Оксфорда. В качестве профессии была выбрана геология. Как беженец из Восточной Европы он учился за счет английской казны, и учился отлично, все силы вкладывая в учебу. Свое образование Никита Дмитриевич продолжил в США, став в 1958 году студентом Колумбийского университета в Нью-Йорке. Здесь он выбрал экономическое направление, и сочетание геологии и финансов оказалось очень плодотворным. Получив степень магистра и отработав по контракту два года в Патагонии, Никита Лобанов продолжил образование на вечернем отделении университета, изучая банковское дело, а днем работая в банке. Наконец могла осуществиться мечта о собственной маленькой коллекции произведений искусства. Еще в 1959 году, подрабатывая переводчиком и ассистентом в Нью-Йоркском университете, Лобанов позволил себе первые приобретения. Он познакомился с известными коллекционерами и дилерами, владельцами антикварных и книжных магазинов Нью-Йорка. Изумительные листы с эскизами костюмов к «Петрушке» И. Стравинского стали первой покупкой, всего по 25 долларов за лист. До середины 60-х покупать работы русских художников, работавших за рубежом, можно было за сравнительно небольшие деньги. В 1967 году лондонский аукцион «Сотбис» начал проводить торги русского театрально-декорационного искусства. Заново открывались имена русских художников. Лобанов успел приобрести большую часть коллекции в промежутке между 1959 и 1970-ми годами, когда русское искусство еще не пользовалось таким большим спросом на Западе. Важным источником пополнения коллекции стали сами художники и их близкие родственники, наследники. Переехав в Нью-Йорк, Никита Лобанов познакомился со многими из них. Он внимательно слушал воспоминания людей, когда-то работавших с С. П. Дягилевым, узнавал адреса русских художников, проживавших в Париже, Мадриде, Нью-Йорке. Многие, зная трудное материальное положение начинающего коллекционера, отдавали свои произведения за символическую цену.

В 1961 году Н. Д. Лобанов-Ростовский встретился в Нью-Йорке со своей будущей женой Ниной. Полуфранцуженка-полурусская, дочь французского посла Жоржа Пико, Нина разделила не только судьбу Никиты, но и его страсть к коллекционированию. В то время она работала журналисткой в одном из Нью-Йоркских издательств, пользуясь служебным положением, помогала Никите Дмитриевичу со справочным материалом, вместе с ним разыскивала владельцев театральных эскизов. В 1962 году состоялась свадьба. С самого начала совместной жизни Нина включилась в собирательскую работу. У нее оказалось необычайное чутье и тонкий вкус. Она преуспела в изучении и атрибуции купленных произведений, умело работала в архивах, собирала сведения. Без нее коллекция не была бы столь строго систематизированной и каталогизированной. Собственно, коллекция начала формироваться в ее нынешнем виде после того, как возник союз этих двух людей. Их вкусы совпали, а темпераменты и характеры дополнили друг друга. Собрание и носит имена этих двух людей — «Коллекция Нины и Никиты Лобановых-Ростовских».

В 1967 году состоялась первая большая выставка коллекции, организованная Международным выставочным фондом в помещении музея Метрополитен в Нью-Йорке. Выставка была собрана из произведений, принадлежащих Лобановым и Юрию Рябову, также русского по происхождению. 105 из 112 экспонатов этой выставки были собственностью Лобановых-Ростовских. Предисловие к каталогу написал известный русский художник Ю. П. Анненков. Выставка имела успех, стала передвижной и побывала во многих городах Америки.

К началу 1980-х коллекция уже обрела целостность. Она всесторонне демонстрировала развитие русского театрально-декорационного искусства в эпоху модернизма. Четкие временные границы 1880–1930 подтверждали принятую классификацию периода. От реализма и символизма — к конструктивизму и абстракции; все развитие русской дореволюционной и советской сценографии, как в учебнике, представлено экспонатами. Есть человек, который помог изучить и научно обработать каждый предмет, приобретенный коллекционерами — профессор-славист Джон Эллис Боулт, американский искусствовед родом из Великобритании. Он — автор первого крупного каталога собрания, который был выпущен в США в 1982 году к большой выставке в ряде крупнейших городов Америки. Авторитет Боулта как эксперта в области русского авангарда известен не только специалистам, но и широкому кругу людей, интересующихся русской культурой. Им написано множество книг и статей по русскому искусству конца XIX – первой трети XX века, он куратор многих международных проектов, главный редактор ежегодника «Эксперимент». А еще он создатель и директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии. Джон Боулт является составителем каталога-резоне коллекции Лобановых, изданного в Москве на русском языке издательством «Искусство» в 1994 году, где уделено внимание каждому произведению, каждому спектаклю, каждому явлению в области театра. Недавно вышла на английском языке двухтомная «Энциклопедия русского театрально-декорационного искусства», фактически, полный каталог всего, что когда-либо было собрано Ниной и Никитой Лобановыми-Ростовскими.

Врубель. Дама на Котурнах ( около 1904)В коллекции имеются настоящие шедевры. Рисунок М. А. Врубеля «Дама на котурнах» относится к редчайшим. Он нарисован в тот сложный период жизни художника, когда душевная болезнь уже давала о себе знать. В лице модели можно найти черты сходства с женой Врубеля, певицей Н. И. Забелой. Известно, что многие сценические костюмы для жены он создавал сам. Возможно, и этот рисунок задумывался как театральный образ, который так и не успел осуществиться

Огромная часть коллекции посвящена Русским сезонам С. П. Дягилева. Собственно, эта тема и была основным стимулом к собирательству. Первая выставка, которую Н. Лобанов увидел в Великобритании, так поразила его воображение! Тогда внимание его привлекли А. Н. Бенуа и Л. С. Бакст. Они не только авторы сценического оформления первых Дягилевских спектаклей, но и идейные вдохновители, режиссеры, сценаристы, дизайнеры. Большое количество первоклассных произведений этих художников в коллекции объясняется особым пристрастием коллекционера к их творчеству: почти полный комплект рисунков к парижской версии «Павильона Армиды» работы А. Бенуа, изящные эскизы Л. Бакста к балетам с участием Иды Рубинштейн, Тамары Карсавиной и Анны Павловой — пожалуй, это самые востребованные экспонаты. Ни одна выставка Серебряного века русской культуры не обходилась без произведений, принадлежавших Лобановым-Ростовским. Поражает уровень работ следующего поколения дягилевских художников — Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова. К 1914 году Дягилев резко меняет направление своих поисков и привлекает к работе молодежь, смело разрушающую старые традиции. Тем, кто знаком с коллекцией, навсегда запомнились яркие, энергетически наполненные листы к «Литургии» Н. С. Гончаровой, рисунки Ларионова к Дягилевским балетам «Лиса», «Шут», «Полуночное солнце». Эти произведения создавались в Швейцарии, Испании, Франции, но в них отразилась Россия с ее иконописью, лубком, народным кустарным творчеством. Ларионов настолько увлекся театром, что даже попробовал себя в качестве хореографа в спектакле «Шут» на музыку С. С. Прокофьева и написал либретто к балету «Естественные истории».

Одна из последних постановок в Дягилевской антрепризе, балет «Ода» на музыку Н. А. Набокова, была оформлена молодым художником из России Павлом Челищевым. Талантливый график и живописец известен за рубежом как сюрреалист и абстракционист. В России он практически не работал, и его имя было известно у нас, пожалуй, только специалистам. Бежавший, как и многие, с Белой армией, он на несколько лет осел в Берлине, работал в небольших театрах и киностудиях. Его работы 1920-х годов — настоящее украшение коллекции Лобановых. Челищев принадлежал к поколению художников, взращенных в знаменитой киевской студии Александры Экстер. Произведения самой Экстер достаточно полно представлены в собрании, начиная с хрестоматийных эскизов к «Фамире Кифаред» и кончая более поздними разработками мизансцен и сценических площадок к пьесам классического репертуара. Особенно интересно рассматривать серию «марсианских» костюмов к кинофильму Я. Протазанова «Аэлита», поставленному по рассказу А. Н. Толстого в 1924 году на кинофабрике «МежрабпомРусь». Тогда жанр фантастики только формировался как в литературе, так и в кино. Это была последняя работа Экстер на родине.

Серов В. А.Афиша парижского театра ШатлеВ собрании Лобановых-Ростовских много редких афиш и плакатов. Более ста из них были приобретены Международным фондом «Константиновский». Почти все они уникальны, несмотря на то, что афиши печатаются достаточно большими тиражами. Плакат парижского театра Шатле, работы В. А. Серова с летящей фигурой Анны Павловой-Сильфиды был напечатан для первых выступлений Дягилевского балета в 1909 году. Он редко встречается не только в частных, но и в музейных собраниях. Другой шедевр — плакат Л. С. Бакста для сольного концерта танцовщицы Кариатис (сценическое имя Элис Жуандо) — появился в период наивысшего творческого расцвета художника — в 1916 году. Модный художник Леон Бакст был востребован в Европе и Америке и получал заказы на оформление интерьеров, моделей одежды и шляп, монументальных росписей, и конечно, театральных постановок.

Никита Дмитриевич и Нина Лобановы-Ростовские давно лелеяли мечту о возвращении коллекции в Россию. Более 800 предметов из нее обрели свое постоянное место в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства. Самое крупное в мире частное собрание произведений театрально-декорационного искусства вошло в музейные фонды. В 2014–15 году музей получил в дар от Нины Лобановой-Ростовской еще 46 бесценных произведений русских художников, в том числе работы Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибина, К. А. Коровина, М. В. Добужинского, С. Ю. Судейкина, С. В. Чехонина и других.

 

 

 

Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театральноно и музыкального искусства Е. И. Грушвицкая