Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

ЖЕВЕРЖЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Творцы и собиратели

«ЖЕВЕРЖЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Творцы и собиратели» — под таким названием уже в третий раз состоялась научно-практическая конференция Музея театрального и музыкального искусства, в которой приняли участие известные ученые и молодые исследователи. Открылась конференция приветственным словом заместителя директора по развитию СПбГМТиМИ И. В. Ярославцевой. Первый доклад был прочитан методистом музея Н. И. Вайнберг «Известный и неизвестный Жевержеев. Судьба Жевержеева в аспекте истории», отразившим жизнь и судьбу великого музейщика, страстного библиофила, известного коллекционера, мецената Левкия Ивановича Жевержеева. Во многом благодаря ему музей стал одним из наиболее притягательных центров ленинградской культуры. Выдающиеся деятели искусства: Маяковский, Мейерхольд, Шостакович, Гнедич, Кони, М. Чехов, Утесов, Баланчин и многие другие часто бывали здесь и выступали на этой сцене.

В музей, организованный в 1918 году, Левкий Иванович передал значительную часть своей коллекции. Исследованию этого ценнейшего собрания был посвящен доклад старшего научного сотрудника музея Е. И. Грушвицкой. Кандидат искусствоведения Ю. П. Рыбакова, автор многих статей о деятельности Левкия Ивановича, опубликованных в различных научных сборниках, в своем докладе рассказала о редчайшем экспонате — альбоме Жевержеева. По пятницам в доме на углу Графского переулка и улицы Рубинштейна, в своем домашнем Театральном музее, Жевержеев устраивал приемы. Гостями были: А. Блок, Ю. Анненков, Н. Альтман, Ю. Юрьев, В. Мейерхольд и другие выдающиеся деятели отечественной культуры. Они оставляли в альбоме интереснейшие рисунки, стихи, записи, которые сейчас являются объектом исследования специалистов.

О забавном театральном эпизоде рассказала старший научный сотрудник музея Е. М. Федосова в докладе «История атрибуции эскизов художника Юрия Анненкова к пьесе “Ясня” Ремизова». Ей удалось проследить судьбу интересной, но малоисследованной и так и не осуществленной постановки.

Жевержеев и его сподвижники принимали деятельное участие в организации Театрального музея. Яркая и трагическая судьба В. Я. Андреева, сначала сотрудника музея, а затем организатора первого в мире Музея циркового искусства, стала темой доклада «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию — были», прочитанного заведующей фондово-экспозиционным отделом Музея циркового искусства, кандидатом культурологи Е. Ю. Шаиной.

Целый блок Конференции был посвящен проблемам частного коллекционирования. Доклад заведующей отделом хранения Шереметевского дворца, кандидата исторических наук О. А. Ходяковой был посвящен проблемам атрибуции предметов стекла из коллекции В. М. Голод. Заведующая сектором Отдела редкой книги Театральной библиотеки Т. А. Синельникова чрезвычайно живо и увлекательно изложила судьбу И. Ф. Манасевича-Мануйлова и его коллекции. Интереснейшие факты о собрании Ю. Э. Озаровского и его «Старого домика» представил научный сотрудник Эрмитажа Н. С. Онегин. Актуальную ноту в разговор о традициях частного коллекционирования внес доклад научного сотрудника Театрального музея К. В. Малой — «Проблемы частного коллекционирования в современном Петербурге на примере галереи искусств KGallery».

Второй день чтений прошел в филиале Театрального музея — Музее-квартире актеров Самойловых и был посвящен 150-летию со дня рождения П. В. Самойлова и театральным связям столицы и провинции. В докладе кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Русского Музея Н. Ю. Серебряковой освещена судьба коллекции Б. В. Слепцова. Благодаря выступлению коллекционера А. А. Классена спасено от забвения имя фотографа-авангардиста В. И. Коваленко. Доктор искусствоведения Е. П. Яковлева посвятила свой доклад связям П. В. Самойлова и А. В. Руманова. Ей удалось установить местонахождение неизвестной картины Самойлова и проследить судьбу коллекции Руманова, рассредоточенной по 25 музеям страны.

Доклад научного сотрудника музея-квартиры Самойловых Е. Р. Крючек рассказывал об организации юбилея творческой деятельности Павла Васильевича и его персональной выставке. Провинциальным гастролям актеров Александринского театра был посвящен доклад кандидата искусствоведения В. В. Соминой, а кандидат искусствоведения С. А. Филиппова рассказала о судьбе забытой ныне петербургской актрисы Евгении Яблочкиной. Большой интерес вызвали исследования И. А. Войтовой — «Театр в судьбе и коллекции И. С. Зильберштейна. К вопросу изучения театральной части собрания основателя Музея личных коллекций». Завершилась Конференция сообщением сотрудников Государственного музея заповедника «Петергоф» — М. К. Крышталевой и А. А. Завьяловой — «Бюро вырезок как посредник в диалоге художника и критика. На материале коллекции газетных вырезок А. Н. Бенуа в архиве Музея семьи Бенуа». Несомненно, Конференция внесла значительный и весомый вклад в изучение истории Театрального Музея, его коллекций, судеб его создателей, проблем частного коллекционирования. В докладах прозвучали имена почти забытые, известные лишь узкому кругу специалистов. Мы надеемся, что сборник статей вызовет большой интерес широкого круга читателей.

Заслуженный работник культуры РФ Н. И. Вайнберг,

Научный сотрудник СПбГМТиМИ К. В. Малая