Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Международный выставочный проект «Леон Бакст. Символ Ballets Russes Сергея Дягилева»

    

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства обладает уникальной коллекцией театральных работ Леона Бакста – художника, который стал символом русского Серебряного века и антрепризы Сергея Дягилева «Ballets Russes». Графика – хрупкое искусство и выставляется сравнительно редко. Тем значительней международный выставочный проект Музея и Института театра и оперы Фонда Джорджо Чини «Леон Бакст. Символ Ballets Russes Сергея Дягилева», который пройдет в венецианском Палаццо Чини 5 октября – 19 ноября 2018 года.

На выставке в Венеции представлены 38 оригинальных рисунков художника из петербургского музейного собрания. Эскизы костюмов от самых ранних театральных опытов в Императорских театрах до одной из последних его
постановок «Спящая принцесса» по мотивам балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1921-1922) будут дополнены шестью подлинными сценическими костюмами, сшитыми в самом начале XX века, а также оригинальным трехмерным макетом к спектаклю Александринского театра «Ипполит» (1902). На выставке будет представлено пятьдесят старинных фотографий легендарных звезд Ballets Russes — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Михаила и Веры Фокиных, Вацлава Нижинского, выполненные как в России, так и за рубежом во время существования труппы Сергея Дягилева.

Помимо всемирно известных работ Бакста к балетам «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица» на выставке можно будет увидеть настоящий раритет — первую работу Бакста для театра. Это эскизы костюмов к балету-пантомиме
«Сердце маркизы», выполненные художником для Эрмитажного театра в 1902 году. Эти несколько листов с эскизами костюмов хранились в фондах Музея театрального и музыкального искусства с 1934 года, однако лишь недавно были изучены и представлены на выставке в Музее. За рубежом эти работы не экспонировались никогда. Впервые зарубежный зритель увидит работы и к другим постановкам Петербургских императорских театров, например, к балету «Фея кукол» на музыку И. Байера (1903), оформление которого стало настоящим триумфом для художника.

В 1909 году легендарный первый сезон Ballets Russes Сергея Дягилева в парижском театре Шатле кардинально изменил не только представления Запада о русском балете, музыке и сценографии, но и определил развитие мирового искусства в целом. Одной из главных составляющих успеха первого и последующих «Русских сезонов» стали беспрецедентные по выдумке, мастерству исполнения и гармонии со сценическим действием декорации и костюмы, созданные по эскизам художника Леона Бакста — участника художественного объединения «Мир искусства». Отныне театральный художник встал в один ряд с композитором и исполнителями: цвета, силуэты, декорации превратились в полноправных участников сценического действия. Его эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Клеопатра» (1909), «Шахерезада» (1910), «Жар-птица» (1910), «Карнавал» (1910), «Видение розы» (1911), «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др. стали самоценными произведениями искусства. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре. Под влиянием творчества Бакста начала меняться парижская, а значит и мировая мода: его роскошные, утонченные ориентальные и русские образы до сих пор «цитируются» ведущими кутюрье мира.

Кураторы выставки – Наталья Метелица и Мария Ида Бигги

(c) Institute for Theatre and Opera, Giorgio Cini Foundation