Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Образовательная программа к выставке «ОбличьЯ. Больше, чем реальность»

Образовательная программа к выставке «ОбличьЯ. Больше, чем реальность»

В рамках выставки «ОбличьЯ. Больше, чем реальность» Музей театрального и музыкального искусства проводит Образовательную программу – серию лекций, экскурсий и дискуссий, посвященных самым различным темам – от обрядовых практик до перформансов и видеоарта 1980-90-х годов. В программе принимают участие ведущие отечественные искусствоведы, критики и кураторы.

Вход на лекции - по билету на выставку.

Елена Дьякова «Современный народный карнавал: многообразие традиции»
17 декабря, 14:00

Научный сотрудник Российского этнографического музея, куратор этнографического раздела выставки  Елена Дьякова расскажет о формах современной народной карнавальной культуры. Праздники с переодеваниями в различных персонажей были отголосками сакральных действий в традиционных культурах разных народов.

Сегодня эта традиция трансформировалась в формы, близкие к карнавалу, маскараду и театру. Одной из задач выставки «ОбличьЯ. Больше, чем реальность»  является исследование причин и целей перевоплощения человека при помощи маски и/или костюма. Посетителю предложена богатая пища для размышления: зачем скрывать свое привычное лицо и существовать в другом облике (часто даже нечеловеческом) пусть хотя бы на время. Совмещая на первый взгляд несовместимые вещи – этнографические экспонаты с эпатажным современным искусством, мы предлагаем пройти путь от коллективного ритуального действия к единичному творческому художественному акту, делая акцент на непрерывное взаимодействие человека с реальностью и/или космосом. На лекции будет предложена интерпретация вышеперечисленных трансформаций с уклоном в народную культуру ряженья.

Лекция сопровождается показом документальных фильмов с участием ряженых стран Западной и Восточной Европы. Завершится лекция в залах выставки «ОбличьЯ. Больше, чем реальность».

 

18 января, 19.00

Олеся Туркина «Жизнь замечательного Монро»

Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. реки Фонтанки, 34)

Фото: книга «Жизнь замечательного Монро»Олеся Туркина расскажет о ярчайших примерах перевоплощений и образов Владислава Мамышева-Монро, а также объяснит философию художника, мастера трансформаций, проиллюстрировав ее визуальными материалами.

В 2014 году в Новом музее прошла выставка "Жизнь замечательного Монро», на которой состоялась презентация одноименной книги О. Туркиной и В. Мазина.

Олеся Туркина – известный арт-критик и куратор. Ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, научный руководитель магистерский программы "Кураторские исследования" Факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Куратор более 30 концептуальных художественных проектов в том числе Российского павильона на 48-ой Венецианской бьеннале. Автор более 200 публикаций по вопросам современного искусства.

лекция выставка обличия бесплатно шереметевский дворец

 

Фото: книга «Жизнь замечательного Монро»

 

 

25 января, 19:00

Экскурсия с куратором выставки Еленой Дьяковой

лекция с куратором оп выставке Обличия в Шереметевском дворце

Научный сотрудник Российского этнографического музея, куратор этнографического раздела выставки  Елена Дьякова расскажет о формах современной народной карнавальной культуры. Праздники с переодеваниями в различных персонажей были отголосками сакральных действий в традиционных культурах разных народов.

Сегодня эта традиция трансформировалась в формы, близкие к карнавалу, маскараду и театру. Одной из задач выставки «ОбличьЯ. Больше, чем реальность»  является исследование причин и целей перевоплощения человека при помощи маски и/или костюма. Посетителю предложена богатая пища для размышления: зачем скрывать свое привычное лицо и существовать в другом облике (часто даже нечеловеческом) пусть хотя бы на время. Совмещая на первый взгляд несовместимые вещи – этнографические экспонаты с эпатажным современным искусством, мы предлагаем пройти путь от коллективного ритуального действия к единичному творческому художественному акту, делая акцент на непрерывное взаимодействие человека с реальностью и/или космосом. 

Экскурсия — бесплатно, по входному билету в музей от 100 до 300 руб. 

Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. реки Фонтанки, 34) 

 

 

28 января, 14.00

Сергей Чубраев «Пути свободы»

Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. реки Фонтанки, 34)

 

лекции выставка Облиция в Шереметевском дворце Лекция продюсера и коллекционера Сергей Чубраева посвящена влиянию Сергея Курёхина на искусство и культурологические процессы в андеграундной жизни Ленинграда 80-х годов. «В России мало сумасшедших. Моя задача — сломать стереотипы. Чтобы люди могли свободно думать и свободно совершать поступки» (С. Курёхин). Пианист, провокатор, философ, телеведущий, дирижер, издатель, продюсер, композитор — Сергей Курёхин объединял художников, артистов, музыкантов, режиссеров, литераторов и многих других людей искусства не только на сцене. На встрече Сергей Чубраев расскажет об истории и особенностях собирания архивных материалов в России, покажет редкие видеозаписи из своей коллекции.
 

 

 

 

 

4 февраля, 14.00

Андрей Хлобыстин «Мода и искусство Ленинграда/Санкт-Петербурга в 1980-е – 1990-е годы»  

Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. реки Фонтанки, 34)

 

Искусствовед и художник Андрей Хлобыстин расскажет о двух последних десятилетиях ХХ века, когда Северная столица была центром «модничества» и нового витка дендизма. Американский писатель Эндрю Соломон, посетивший СССР в 1988 году писал о Ленинградских художниках: «Художественное сообщество здесь — это скорее группа модных молодых людей, которые сформулировали некий общий знаменатель, по которому признают друг друга. В Ленинграде очень-очень важно быть не просто модным, а самым модным. Если в Москве художники часто выглядят — даже по советским стандартам — как уличные бродяги, то ленинградские художники своим внешним видом радуют глаз. У них правильные прически, правильная одежда, у них правильные лица и стройные тела». 1980-е годы. По мере того, как идеология и формальные поиски в искусстве сдают свои позиции, на передний план выходят внешнее и поверхностное — «фактуры», о которых в начале ХХ века заговорил Владимир Марков и «ауры» Вальтера Беньямина. В Ленинграде — это искусство, в котором большую роль играют внешние эффекты и художники, которые тщательно занимаются своей внешностью — «следят за собой», как пел В. Цой. Отсутствие модной одежды, тоскливый облик уличной толпы и общественная цензура внешнего вида советских граждан, насаждавшая уравниловку, превращали путь модника в захватывающее творческое приключение. В лекции, основанной на богатом изобразительном материале, речь пойдет о традициях петербургского нарциссизма и карнавала, а также об  «аватарах», которых начинают культивировать деятели местной культуры в рассматриваемую эпоху. Будет показано развитие костюма ленинградской богемы с начала 1980-х годов, когда молодежная субкультура «новой волны» отходит от «дикого» панковского образа и проникается идеями «новой романтики», воплотившихся в возникновении в Ленинграде клубно-танцевального движения. В начале 1990-х годов молодежь начинает ориентироваться на неоклассические идеалы в искусстве и костюме, а в конце десятилетия проникается консервативными идеями и образами.

 

Экскурсии:

"Фонтанный дом в ином обличьИ"

Расписание: пятница в 11:30, суббота в 17:00