«Заговор “не таких”»

22 февраля - 21 мая 2018

В конце февраля Музей театрального и музыкального искусства откроет выставку к юбилею петербургского художника Марины Азизян. «Заговор “не таких”» — это эскизы к одноименному анимационному фильму, кинематографической фантазии на тему оперы «Нос» и других произведений Шостаковича. Режиссер А. Хржановский (студия «Шар») и художник Марина Азизян обратились к трагической истории русского авангардного театра начала XX века, которая по прошествии столетия становится лишь актуальней.

Идея фильма «Заговор “не таких”» возникла у Андрея Хржановского более 40 лет назад. От самого Дмитрия Шостаковича режиссер получил разрешение на создание художественно-анимационного фильма о сценической судьбе его оперы «Нос». Съемки по сценарию Юрия Арабова длятся уже три года. Это сложносочиненный фильм, где, по замыслу авторов, в единое целое сольются разные исторические эпохи. Среди героев фильма — Шостакович, Гоголь и персонажи оперы «Нос», Мейерхольд, Булгаков, Сталин, Ягода, Жданов и другие члены Политбюро. Решив создать коллаж из музыки, литературы и живописи, авторы пригласили к совместной работе художника Марину Азизян, и это, разумеется, не случайно.

Марина Азизян — ученица Николая Акимова — оформила множество театральных постановок и художественных фильмов. В течение 30 лет сотрудничала с киностудией «Ленфильм». Картины «Каин XVIII», «Старая, старая сказка», «Синяя птица», «Монолог», «Гость» вошли в золотой фонд российского кинематографа. Дважды награждена премией «Золотой софит» за сценографию спектаклей «Федра» и «Двенадцатая ночь» в Большом драматическом театре им. Г. А. Товстоногова. Азизян мастерски владеет разными техниками: живопись, рисунок, шитье¸ коллаж и др. Глубоко проникая в литературный и исторический материал, она рождает собственные фантазии, подчеркнуто личностные, интеллектуально наполненные.

Сотни эскизов для анимационного фильма «Заговор “не таких”» — то, чем художник живет сегодня. На выставке они представлены как самостоятельные произведения. В выставочном зале будет демонстрироваться фильм «Антиформалистический раёк» — сценическая кантата Дмитрия Шостаковича для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано на текст самого композитора (1948, 1968). Феноменальный образец политической сатиры, ни разу не исполнявшийся при жизни Шостаковича, послужил отправной точкой для графических фантазий Марины Азизян на равных с текстами Гоголя.

 

Биографическая справка.

Марина Цолаковна Азизян (28 февраля 1938 г., Ленинград) — известный российский деятель кино и театра, художник, член Союза кинематографистов СССР, обладатель золотой медали Российской Академии художеств, дважды лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».

Марина Азизян родилась в семье художника и искусствоведа. Ее детство пришлось на тяжелые военные годы и частично прошло в блокадном Ленинграде. В 1959 году окончила театрально-постановочный факультет (класс профессора Николая Акимова) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. А. Островского. Работала со своим учителем, выдающимся театральным режиссером и художником Николаем Акимовым в Ленинградском театре Комедии. Художница осуществила постановки более 25 фильмов, среди которых — «Монолог» (1974, режиссер И. Авербах), «Старая, старая сказка» (1969, режиссер Н. Кошеверова), «Гость» (1987, режиссер А. Кайдановский), «Драма из старинной жизни» (1971, режиссер И. Авербах), первый советско-американский фильм «Синяя птица» (1976, режиссер Джордж Кьюкор), «Сентиментальное возвращение на родину» (2009, режиссер А. Хржановский), и около 100 спектаклей, в том числе «Лебединое озеро» и «Богему» в Большом театре в Москве. Марина Азизян стала инициатором Рождественских выставок в Музее Анны Ахматовой и в течение 6 лет была их куратором, объединив художников и зрителей разных поколений.

С 1960 года является постоянным участником выставок в России и за рубежом. Работы представлены в различных музеях: Центральный государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва), Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный дом-музей П. И. Чайковского (Клин), Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Москва), Дом-музей И. А. Гончарова (Нижний Новгород), Государственный музей детских театров (Москва).

Персональные выставки Марины Азизян проходили в Эрмитаже, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, в Центральном государственном театральном музее им. А. А. Бахрушина, в Музее Анны Ахматовой, в Германии и Италии.

Контакты

Адрес: площадь Островского, 6

тел. 571–21–95

e–mail: npo@theatremuseum.ru