День открытых дверей в Доме-музее Ф. И. Шаляпина

Дом-музей Ф. И. Шаляпина приглашает всех-всех- всех на День открытых дверей в воскресенье, 15 апреля. В программе – две специальные экскурсии (в 13.00 и 15.00) и презентация небольшой, но очень дорогой для музея выставки. 145-летнему юбилею великого певца посвящены две новые экспозиции: «Две «Хованщины» Федора Шаляпина» и «Шаляпин - Король Филипп». Презентация выставки начнется в 15.30 с мини-концерта, в котором выступит солистка Академии молодых певцов Мариинского театра, сопрано Алена Гурьева, и продолжится показом отрывков из документальных фильмов
«Федор Федорович Федоровский», «Хованщина» (фильм-опера, 1959), «Хованщина» (видео постановки 1979 года). Вход свободный!

Экспозиция «Две «Хованщины» Федора Шаляпина» посвящена двум ярчайшим работам певца в опере Мусоргского «Хованщина»: 1911 года в Мариинском театре и 1913 года в «Русских сезонах» С. Дягилева. В 1911 году по настоянию Шаляпина «Хованщина» была впервые поставлена на
сцене Мариинского театра. Шаляпин выступил не только как певец, но и соавтор сценографии и режиссуры. Он привлек к оформлению спектакля своего друга и верного соратника Константина Коровина, руководил артистами и мимансом вместе с режиссером П. Мельниковым. По мнению директора Императорских театров В. А. Теляковского, Шаляпин-режиссер «был отличный, имел особую способность все просто, толково, логично не только объяснить, но каждому показать, как именно надо делать». Певица Н. Комаровская, подруга Коровина, в свою очередь, вспоминает, как художник, происходивший из старообрядческой семьи, описывал Шаляпину старые церковные обряды, читал наизусть молитвы. Вместе они намечали внешний облик Досифея, будто сходящего с древнерусских икон: величавого, сурового, с горящим пронзительным взглядом. В 1913 году Сергей Дягилев решил поставить «Хованщину» в рамках своих «Русских сезонов». Он предложил И. Стравинскому и М. Равелю сделать новую редакцию партитуры и оркестровку. Стравинский также досочинил финальный хор. Еще одним «козырем» Дягилева был Шаляпин, с которым был заключен договор на исполнение партии Досифея. Шаляпин потребовал оставить редакцию Н. Римского-Корсакова, и его сцены пришлось оставить в старой, знакомой певцу версии. Постановку оформил молодой художник Федор Федоровский, ученик Коровина, обладающий экспрессивным, почти авангардным стилем. На выставке представлены эскизы Коровина и Федоровского из фондов Музея театрального и музыкального искусства, в том числе из коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских.

В экспозиции «Федор Шаляпин – Король Филипп» представлены фотографии Ф. Шаляпина в роли Короля Филиппа II в опере Верди «Дон Карлос» (1917, Большой театр), автозарисовка из собрания Музея театрального и музыкального искусства. Впервые в музее можно будет увидеть костюм Шаляпина в этой роли, предоставленный Театральным музеем им. А. А. Бахрушина (Москва).

За более чем сорокалетнюю карьеру Шаляпин лишь несколько раз выходил на сцену в роли Короля Филиппа. Его дебют состоялся в 1906 году в театре «Казино» в Монте-Карло, через год – в Берлине. Впервые в России Шаляпин исполнил партию Короля Филиппа в «Доне Карлосе» лишь в революционном 1917 году (10 февраля) в Большом театре, а в Петербурге – в Народном доме прямо под залпы Авроры. Впоследствии артист не мог говорить об этом спектакле вне контекста революционных событий в России.

Экспозиции «Две «Хованщины» Федора Шаляпина» (в концертном зале музея) и «Шаляпин – Король Филипп» (в центре основной экспозиции) будут открыты для широкой публики до 1 июля 2018. Осмотр – по входному билету в музей.