Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

«Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов»

18 ноября 2017 - 17 июня 2018

Русский Страдивари Выставка «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» - это научно-исследовательский проект, призванный отдать дань памяти первому в России знаменитому мастеру-строителю струнных инструментов наивысшего качества. В 2017 году исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Батова (1767 - 1841), крепостного графа Н. П. Шереметева, которого уже при жизни именовали «Русским Страдивари». Жизненный путь мастера окутан легендами, требующими критического осмысления. Дошедшие до нас инструменты И. А. Батова нуждаются в дополнительной атрибуции, реставрации и возвращении в концертную жизнь. Все это будет сделано в рамках проекта, который станет новой крупной главой долгосрочной совместной программы Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и Музея-усадьбы «Останкино» (Москва) «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву».

Вокруг персоны Ивана Андреевича Батова много легенд. Вся биографическая литература о нем основывается на интервью, взятом у него В. Бурнашевым и опубликованном в № 40 «Северной пчелы» за 1833 год. Из этого панегирика мы знаем, что И. А. Батов, крепостной графа Н. П. Шереметева, с детства учился строительству скрипок в мастерской Владимирова. Изготовлял музыкальные инструменты в имении графа под Москвой для его оркестра. С 1803 года проживал в Санкт-Петербурге. Граф Н. П. Шереметев позволял ему принимать заказы только от музыкантов. Батов неоднократно ремонтировал инструменты для музыкантов царского двора, а в 1820 году император Александр I купил у него скрипку за 2 000 рублей. В 1822 году Батов получил от графа Д. Н. Шереметева вольную за виолончель своей работы. В 1829 году удостоился на петербургской выставке большой серебряной медали для ношения на Анненской ленте. На его инструментах играли признанные российские и европейские виртуозы – Александр Львов, Бернард Ромберг, Кароль Липинский… Там же упоминается, что за свою жизнь Батов создал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и 10 гитар, отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы.

Все эти шедевры разлетелись по стране, многие канули в Лету. Сегодня к сохранившимся инструментам работы Батова причисляют 17 экземпляров – 4 скрипки, 1 альт, 4 виолончели, 2 контрабаса, 6 гитар. Они хранятся в СПБ.ГМТиМИ, Музее-усадьбе «Останкино», Госколлекции, Эрмитаже, Музее им. Глинки и у частных лиц (2 гитары). Однако ни один из 17 инструментов не имеет документальных свидетельств, позволяющих проследить историю бытования до, так сказать, дверей мастерской Батова. Из литературы известно, что с инструментами Батова поступали некорректно – часто из них вынимали подлинные этикетки, вклеивали этикетки знаменитых итальянских мастеров, чтобы продать подороже. Или наоборот: этикетки с именем Батова и датами первой четверти XIX века набраны на бумаге, изготовленной не ранее 1844 года (что показала экспертиза инструментов из коллекции СПбГМТиМИ, сделанная в 1993 году). Часто батовские инструменты атрибутируются декларативно: «Несомненно, именно это работа Батова /речь о виолончели и скрипке из Госколлекции – В. Кошелев/, потому что дерево отечественное, тщательная работа, низкие своды деки и дна, красивый лак и т.д. и т.п.»

На выставке «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» будет представлено 12 инструментов мастера. В собрании Музея театрального и музыкального искусства хранятся две скрипки, альт и виолончель и гитара авторства И.А. Батова. Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа предоставляет на выставку три инструмента: гитару, виолончель и контрабас. Из Музея-усадьбы «Останкино» для показа и исследования привезены 7-ми струнная гитара 1804 года с этикеткой И.А. Батова и виолончель, которую некоторые исследователи считают подлинным инструментом его авторства.

Результатом проекта станет не только экспозиция, ярко и наглядно представляющая значение наследия И. А. Батова в России и мире, но и научно-исследовательские работы: расширенный и уточненный вариант биографии мастера, а также научный труд, затрагивающий все аспекты творчества мастера, в котором особое внимание будет уделено сравнительному органологическому исследованию всего комплекса стилевых особенностей инструментов, представленных на выставке, особенностей этикеток и экспертиза их бумаги.

Отреставрированные в ходе подготовки к выставке инструменты И. А. Батова зазвучат на концертной сцене, в Белом зале Шереметевского дворца – Музея музыки. И это, пожалуй, - самый долгожданный и самый драгоценный итог проекта «Русский Страдивари».

Участники выставочного проекта: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, «Музей-усадьба Останкино», Государственный Эрмитаж.

Кураторы – сотрудники СПбГМТиМИ, хранители коллекции музыкальных инструментов Ольга Ходякова, Владимир Кошелев, заведующая экспозиционным отделом Роза Садыхова.

Просветительская программа в рамках выставки

Музыкальному миру, в котором блистали скрипки Батова, посвящены две концертные программы. В них прозвучат сочинения знаменитых заказчиков Ивана Батова, композиторов русского императорского двора из архивов музыкальной библиотеки жены Александра I, Елизаветы Алексеевны, а также музыка из репертуара оркестра графов Шереметевых. В концертах прозвучат подлинные инструменты Батова, отреставрированные в ходе подготовки к выставке:

4 ноября, суббота 16.00 - «Современники мастера»

1 декабря, пятница, 18.30 -  «Скрипка И. Батова при дворе императора Александра I»

Цикл специальных лекций-концертов главного хранителя коллекции музыкальных инструментов СПбГМТиМИ В. В. Кошелева и вице-президент Российского института генеалогических исследований А.В. Краско развеивает исторические мифы и очерчивает круг вопросов, на которые требуются научно-обоснованные ответы. Лекции будут особенно интересны мастерам-строителям скрипок и гитар, историкам российской музыки и любителям подлинных, невыдуманных исторических детективных расследований:

29 ноября, среда, 18.30 - «И. А. Батов. Жизнь и творчество»
31 января, среда, 19.00 - «И. А. Батов. Струнные-смычковые. Проблемы атрибуции»
14 февраля, среда, 19.00 - «И. А. Батов. Гитары. Проблемы атрибуции» - лекция отменяется
14 марта, среда, 19.00 - «И. А. Батов. Этикетки и лаки»

Контакты

Адрес: набережная реки Фонтанки, 34

Тел. 272–44–41, 272–45–24 (диспетчер, касса)

e–mail: fontannyydom34@mail.ru


Бас