Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Концерт музыки для скрипки и фортепиано

02 июня 2019 16:00 


2 июня в 16.00

2 июня в Шереметевском дворце будут исполнены сочинения французских композиторов конца XIX – первой трети XX века: сонаты для скрипки и фортепиано Сезара Франка, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Считается, что именно Франк открыл для французской музыки камерно-инструментальные жанры, долгое время находившиеся в тени оперы. В созданной им в 1886 году сонате – самой ранней из вошедших в программу – уже слышны характерные и для опусов Дебюсси и Равеля черты будущего импрессионизма с его упоением гармониями и тембровыми красками. Вместе с тем в трех этих сочинениях, составляющих сокровище камерного репертуара, в большей или меньшей степени проявляется и характерный для неоклассицизма интерес к стилям ушедших эпох, и увлечение новой музыкой – джазом, и смелые, вдохновленные XX веком, эксперименты с политональностью.

Скрипичная соната Сезара Франка написана в 1886 году 63-летним композитором и посвящена его другу, всемирно известному скрипачу Эжену Изаи. Рукопись сонаты была преподнесена Франком в качестве свадебного подарка. Первое исполнение сонаты состоялось в день свадьбы Изаи, 26 сентября 1886 года, после всего одной репетиции. «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья. Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения "папы Франка", еще непризнанного… Я сыграю вам эту сонату так, как я ее понимаю, и попытаюсь ее передать, как мне подскажет сердце…», – сказал Изаи о сонате перед исполнением. Позднее это сочинение вошло не только в камерный репертуар скрипачей, но также виолончелистов и кларнетистов.

Весной 1917 года Дебюсси закончил свою сонату для скрипки и фортепиано, которой суждено было стать его последним произведением. Сочинение этой сонаты далось с большим трудом, оно протекало среди сомнений и колебаний, возвратов и переделок. 5 мая 1917 года Дебюсси выступил в концерте — он исполнил вместе со скрипачом Гастоном Пуле свою последнюю сонату. Присутствовавший на концерте Андре Сюарес описывал игру Дебюсси на этом концерте как волшебство, совершенно нематериальную музыку: «он создавал звучности не как пианист, даже не как музыкант, но как поэт». Так прошло прощание Дебюсси с парижской публикой.

Соната №2 для скрипки и фортепиано М. Равеля была завершена в 1927 году. Интерес Равеля к джазу, музыкальному новшеству той эпохи, нашел воплощение во второй части сонаты – "Блюз". Соната для скрипки и фортепиано посвящена Э. Журдан-Моранж, с которой композитор советовался по техническим вопросам во время работы над сочинением.

Владимир Шуляковский – скрипач, выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс доцента, заслуженного артиста России И.В. Иоффа). Владимир родился в семье известных петербургских музыкантов. Начал занятия на скрипке в 5 лет под руководством отца. С 8 лет принимает участие в концертах Российского Ансамбля Старинной Музыки. Выступал на крупных международных фестивалях в Испании, Германии, Эстонии, Литве, Хорватии и России. В 2004 году музыкант стал обладателем II премии регионального конкурса камерных ансамблей (Россия, Санкт-Петербург), а в 2011 году лауреатом II премии конкурса Пьетро Ардженто (Италия, Джоя-дель-Колле). В 2012 году музыкант получил III премию на международном конкурсе им. С.В. Рахманинова (Россия, Санкт-Петербург). С 2014 по 2016 гг. Владимир работал в качестве концертмейстера группы скрипок Международного симфонического оркестра «Таврический». В настоящий момент Владимир Шуляковский является артистом Заслуженного коллектива России Санкт-Петербургской филармонии в составе первых скрипок. Скрипач ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом.

Александра Докучаева – пианистка, выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс доцента Н.М. Эйсмонт, доцента Е.А. Спист и профессора, заслуженного артиста России С.А. Урываева). В 2017 году Александра Докучаева окончила ассистентуру-стажировку кафедры концертмейстерского мастерства фортепианного факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс доцента, заслуженной артистки России Е.С. Гаудасинской). В 2010 году Александра Докучаева получила I премию в номинации "Концертмейстерское мастерство" и III премию в номинации "Сольное исполнительство" на международном конкурсе "Stockholm international music competition" (Швеция, Стокгольм). В 2011 году Александра стала обладательницей I премии пятого международного конкурса "Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры" в номинации "Концертмейстерское мастерство" (Россия, Санкт-Петербург).  Александра принимала участие в мастер-классах Holger Berndsen, М.И. Кравченко, Noreen Cassidy-Polera, Christoph Schiller; участвовала в качестве пианистки в скрипичном мастер-классе Александра Золотарева. Александра ведет активную концертную деятельность, неоднократно гастролировала в составе камерного ансамбля и в качестве концертмейстера по городам Германии.

    

Программа:

I отделение
ДЕБЮССИ (1862–1918)
Соната соль минор для скрипки и фортепиано (1917)
Allegro vivo
Intermède. Fantasque et léger
Finale. Très animé

РАВЕЛЬ (1875–1937)
Соната соль мажор для скрипки и фортепиано (1923–1927)
Allegretto
Blues. Moderato
Perpetuum mobile. Allegro

II отделение
ФРАНК (1822–1890)
Соната ля мажор для скрипки и фортепиано (1886)
Allegretto ben moderato
Allegro
Recitativo-fantasia: Ben moderato
Allegretto poco mosso

Возрастное ограничение 6+

Стоимость:

Билеты на концерты можно приобрести в кассе Шереметевского дворца 
250 р. и 150 р, 100 р.- льготные 

КОНТАКТЫ:

Адрес: набережная реки Фонтанки, 34

Справки, заявки на экскурсии и концерты: тел. 272–44–41, 272–45–24 (диспетчер, касса)

Концертно–экскурсионный отдел: тел. 272–32–73, 272–40–74

e–mail: fontannyydom34@mail.ru

 


Контакты

Шереметевский дворец — Музей музыки
набережная реки Фонтанки, д.34