Размер шрифта:
Шрифт:
Цвет:
Изображения:

Интерактивный зал музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЗАЛ

Это пространство создано специально для того, чтобы Вы могли погрузиться в творческую среду Николая Андреевича Римского-Корсакова, проследить линии жизни композитора и прикоснуться к различным граням его таланта. О неутомимой творческой энергии свидетельствует портрет композитора, написанный В. А. Серовым в этой квартире – месте, где из-под золотого – во всех смыслах! – пера Римского-Корсакова вышла большая часть музыкального наследия великого мастера.

Зал разделен на пять интерактивных зон, раскрывающих разные грани таланта Н. А. Римского-Корсакова и особенности его музыкального восприятия. Каждая зона оборудована наушниками, так как все комплексы связаны со слуховым опытом.

Феномен синестезии, или звукосозерцания, иллюстрируют зоны «Цветной слух» и «Световой орган». Зона «Основы оркестровки» позволит Вам получить представление о звучании музыкальных инструментов и о сочетании их голосов в оркестре. Комплекс «Основы аранжировки» даст возможность почувствовать себя композитором и создать свое произведение, опираясь на фрагменты сочинения Римского-Корсакова. Наконец, в зоне «Основы дирижирования» Вы встанете за пульт дирижера симфонического оркестра и сможете исполнить фрагменты трех произведений композитора.

Музыку Н. А. Римского-Корсакова можно прослушать, выбрав в каталоге на планшетах конкретное сочинение и одну из его интерпретаций.

Автор, куратор проекта – Лидия Адэр 
Куратор, рецензент – Нина Костенко 
Руководитель проектной группы – Евгений Ефимов 
Разработка архитектурно-художественной концепции, графический дизайн – Денис Ведерников 
Дизайн-проект – Михаил Бархин 
Аудио-производство – Виктор Сафонов 
Разработка программно-аппаратных комплексов – Дмитрий Харитонов 
Разработка приложения и базы данных фонотеки – Алексей Чухарев

Проект выполнен компанией «Европейские музейные технологии» по заказу Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

    

    


ЦВЕТНОЙ СЛУХ

Николай Андреевич Римский-Корсаков обладал «цветным слухом» – способностью ассоциировать слуховые и зрительные впечатления. Это проявление феномена синестезии (единства чувств) сам композитор называл проще – «звукосозерцанием». Каждая тональность окрашивалась в его воображении в определенный цвет и обладала уникальной образностью и настроением. Интересно, что для Римского-Корсакова были близки цветовые палитры мажора и минора одного тона (например, до мажор – до минор). Их соотношение в его музыке подобно игре света и тени. Приглашаем Вас с помощью калейдоскопов и Вашего воображения погрузиться в мир «звукосозерцания» великого композитора.


ОСНОВЫ АРАНЖИРОВКИ

Композитор часто обращался к наследию своих современников и предшественников. В юношеские годы Римский-Корсаков делал инструментальные переложения сочинений классиков, позже – занялся редакцией опер Глинки, Даргомыжского, Бородина и Мусоргского. Его произведения нередко вдохновляли балетмейстеров на создание постановок, а кинорежиссеры использовали музыку Римского-Корсакова в фильмах. Известные музыканты делали инструментальные переложения, а популярные группы представляли аранжировки его сочинений.

Мы предлагаем Вам создать свою композицию на основе части «Альборада» из «Испанского каприччио» и применить к ней звуковые эффекты:

1. Реверберация (Reverberation) – отражение звука от поверхности
2. Дилэй (Delay) – эхо
3. Флэнжер (Flanger) – модуляция (изменение высоты) и задержка по времени
4. Громкость (Volume) – настройка громкости


ОСНОВЫ ОРКЕСТРОВКИ

Римский-Корсаков был знатоком оркестра, превосходно изучил все тонкости музыкальных инструментов и искусно сочетал их тембры. Будучи профессором Петербургской консерватории, он много работал над пособием для студентов, где суммировал все свои наблюдения и личные композиторские находки. Максимилиан Штейнберг после смерти своего учителя собрал материалы и издал двухтомное пособие «Основы оркестровки». Все отрывки, которые Вы услышите, подобраны согласно этому изданию.

Предлагаем Вам испытать свои знания и слуховой опыт.


СВЕТОВОЙ ОРГАН

О соотношении звука и цвета у Римского-Корсакова мы знаем из писем и размышлений, а также воспоминаний В. В. Ястребцева, друга и почитателя композитора. Лишь в одном эпизоде оперы-балета «Млада» Николай Андреевич дал указания осветителям, в какой цвет должна погружаться сцена, а тональная композиция «Снегурочки» следует ассоциативному ряду композитора.

Перед Вами светомузыкальный инструмент, напоминающий орган. Каждая труба окрашена в определенный цвет и соответствует одной из 12 тональностей.

Возьмите наушники и нажмите клавиши, соответствующие выбранному цвету. А теперь закройте глаза и определите, какой цвет у Вас ассоциируется с этим звучанием. Вы можете «сыграть» все 12 цветов.

Исполните известную мелодию, а если Вы впервые прикасаетесь к инструменту, попробуйте нажать разные клавиши. Вы увидите, как заиграют цветом трубы инструмента и окрасят Ваше исполнение!


ОСНОВЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Н. А. Римский-Корсаков более 30 лет руководил симфоническими коллективами (как профессиональными, так и студенческими) и духовыми военно-морскими оркестрами. За это время он выступал в концертах Бесплатной музыкальной школы и в Императорском русском музыкальном обществе, во Франции и Бельгии, на Всемирной выставке в Париже.

Получить дирижерский опыт сможете и Вы, взяв в руки палочку и следуя инструкциям на панели перед Вами. Под Вашим чутким руководством, оркестранты исполнят отрывки из увертюры к опере «Царская невеста», сюиты «Шехеразада» и оперы «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Программа предложит Вам выполнить задания на темп, динамику и тембры инструментов.

Видеоэкскурсия по залу.

РЕЖИМ РАБОТЫ 

по средам с 13.00 до 21.00; с четверга по воскресенье с 11.00 до 19.00    

(Касса закрывается на час раньше)

Выходные: понедельник, вторник

Санитарный день: последняя пятница месяца

КОНТАКТЫ

Адрес: Загородный пр., 28

тел. 713–32–08, e–mail: rimkornik@mail.ru

Сайт музея  www.rkorsakov.ru